Делать меньше, руководить больше | Большие Идеи

? Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Делать меньше,
руководить больше

Первые профессиональные успехи обычно зависят от личных способностей и знаний. На ранних этапах карьеры мы создаем ценности вручную, что-то делая.

Автор: Эд Батиста

Делать меньше, руководить больше

читайте также

Время (не)первых: как стартап может упустить свой шанс во время питча

Дэвид Клингингсмит,  Марк Конли,  Скотт Шейн

Как принимают решения венчурные капиталисты

Илья Стребулаев,  Пол Гомперс,  Стивен Каплан,  Уилл Горналл

«Когда уже мы добьемся эффективности? Никогда!»

Эми Бернштейн

Ответственность или смирение

Кантроу Алан

Первые профессиональные успехи обычно зависят от личных способностей и знаний. На ранних этапах карьеры мы создаем ценности вручную, что-то делая. От молодого человека требуется скорость, эффективность и высокое качество исполнения. То есть на этой стадии мы исполнители. Но когда с таким же настроем мы переходим на более высокую ступень, то начинаем путать исполнительность и руководство. Кажется, будто работая изо всех сил — больше, дольше, лучше, чем рядовые члены команды, мы подаем им вдохновляющий пример. Иногда такое и в самом деле получается, как описывает Дэниел Гоулман в статье для HBR «Шесть путей к цели»: такой «задающий ритм» стиль руководства «приносит хорошие результаты, если все сотрудники высоко мотивированы, компетентны в своем деле и не нуждаются в опеке». Но этот стиль может оказаться и разрушительным. Гоулман отмечает, что «многих сотрудников требования “задающего ритм” раздражают, и складывается нездоровая атмосфера». 

Но перемены в служебном положении, особенно на следующих этапах, имеют свои нюансы. Например, поруководив какое-то время командой, которая непосредственно общается с клиентами, приходится затем возглавить группу менеджеров, которые, находясь на переходном этапе, должны перестраивать свои методы руководства. Так, один клиент на коучинге понял, что руководил своей компанией как «главный делатель» и что эта модель руководства проникла на все уровни организации и препятствует ее нормальному развитию. Он пересмотрел свою роль, делегировал почти все «рабочие» полномочия заместителям и их призвал поступать так же. Такой подход к руководству не предполагает только перекладывания основной части обязанностей на подчиненных — он обеспечивает большую эффективность работы во всех отделах компании. Говоря словами моего клиента, «были мы пожарниками, а стали брандмайорами». Это уже стратегический подход к бизнесу: неэффективные механизмы устраняются, проблемы решаются, не доводя до кризиса. 

Акцент на руководстве вместо делания все больше сказывается на современной системе обучения менеджеров. В 2010 году Гарт Салонер, декан Стэнфордской школы бизнеса (в которой я преподаю), сказал в интервью McKinsey: «Базовые навыки работы с финансами, управление цепочками поставок, составление бухгалтерских отчетов — все это превратилось в своего рода список гигиенических требований — все должны это уметь… Но подлинное лидерство, способность работать с людьми, опираясь на них, — это настоящий дефицит». Мы ожидаем от наших студентов прочных технических и аналитических знаний и способностей, то есть видим в них эффективных исполнителей. Но мы рассчитываем также, что через несколько лет наши выпускники будут руководить людьми, технически и аналитически более подкованными, чем они сами, — то есть станут эффективными лидерами. 

Многие клиенты, которые приходят ко мне на тренинг, а также студенты на программе MBA в Стэнфорде находятся в состоянии перехода на другой уровень. Их ждет повышение, или они собираются открыть собственный бизнес, или компания вот-вот минует важнейший рубеж. Почти никто из них еще не достиг желаемого результата — они преодолевают трудности на пути к своим весьма амбициозным целям. Но успехи у них уже были, поворотный пункт карьеры пройден, а после него все меняется. Характер изменений для каждого человека свой, но я обнаружил несколько общих «проблем успеха». Этот пост продолжает предыдущий, который вы можете прочесть здесь.

Читайте по теме: