читайте также
Вы обратили внимание, что в литературе о менеджменте все громче звучит хор голосов, провозглашающих, что у работы должен быть смысл? Только на одном этом сайте, например, несколько авторов уже опубликовали блоги о своих исследованиях на тему того, как менеджеры создают условия для осмысленной и содержательной работы. Это очень позитивная тенденция, поскольку работа — это огромная часть жизни, а смысл жизни — это не просто какая-то вещь, которую «приятно было бы иметь». Мы нуждаемся в нем так же, как нуждаемся в воздухе. Мало найдется факторов, которые делают человеческий опыт настолько богаче, а жизнь длиннее, как делает это ощущение смысла.
Будучи крайне важным как для поведения, так и для самочувствия, смысл — это то, благодаря чему люди процветают и благоденствуют. Верно и обратное: недостаток или отсутствие смысла негативно сказывается на способности людей функционировать на многих уровнях, от производительности труда до психического и физического здоровья. Например, люди, признающиеся в том, что в их жизни нет смысла, гораздо с большей степенью вероятности развивают склонность к хроническим воспалительным процессам и стрессовым реакциям, связанным с опасными для жизни заболеваниями, такими, как болезни сердечно-сосудистой системы и некоторые виды онкологии.
Но много ли найдется людей, которые на самом деле чувствуют, что их работа имеет смысл? За последние 15 лет я занималась исследованиями, преподаванием и публичными выступлениями в разных странах, так что по собственному опыту могу свидетельствовать, что огромное количество людей такого смысла не чувствуют. Опросы работников всевозможных профессий — от сотрудников заправочных станций до банкиров-инвесторов —показывают, скольким людям не удается найти смысл в том, чем они занимаются.
Так что же вам делать, если вы не занимаетесь делом, смысл которого ясен и очевиден, как в случаях, когда ваша организация существует, например, для того, чтобы обеспечивать людей технологиями, спасающими жизни, или для того, чтобы бороться с нищетой? Что, если вы работаете в одном из тех мест, где менеджеры не задумываются или не беспокоятся о том, что они могли бы делать больше для того, чтобы наполнить ежедневную рабочую рутину каким-то более высоким смыслом и ощущением цели? Вы сами можете научиться тому, как делать свою работу более осмысленной. Хотя вам бы очень помогло, если бы у вас были условия работы, которые помогают чувствовать ее смысл (например, автономия в решениях о том, как именно вы выполняете свою работу), все же важно осознавать, что, по большому счету, смысл — это то, что вы создаете сами. В действительности даже в тех работах, которые могут выглядеть уныло для сторонних наблюдателей, всегда есть возможность предпринять определенные шаги для нахождения того смысла, который позволит вам лучше себя чувствовать и более продуктивно работать.
Я собственными глазами наблюдала подобные вещи, когда училась в аспирантуре и писала диссертацию. Собирая материалы для исследования, я посещала телефонный центр одной крупной телекоммуникационной компании. Я брала интервью у сотрудников и наблюдала операторов клиентской службы за работой. Работа не прекращалась ни на секунду: как только оператор заканчивал разговор и вешал трубку, следующий звонок автоматически переводился на его или ее линию. Каждая мельчайшая деталь работы операторов измерялась и фиксировалась: сколько гудков прошло, прежде чем они ответили на звонок; на сколько секунд они переводили клиентов в режим ожидания; какое количество времени они тратили на обслуживание каждого клиента и так далее. Помимо этого, регистрировалось общее число принятых звонков и итоговое количество продаж в день. Контролеры мониторили получаемые данные в комнате, напоминающей палубу космического корабля из научно-фантастических фильмов, со сложным комплектом разноцветных огоньков, идентифицирующих операторов, отступающих от процедурных норм и показывающих другие измерения, перечисленные выше. Более того, контролеры могли в любой момент начать слушать любой разговор любого оператора, не ставя их в известность: таким образом отслеживалось качество обслуживания. Если оператору не удавалось убедить клиента совершить покупку, когда контролер мониторил звонок, работник получал замечание или выговор. По сумме обстоятельств трудно было представить себе лучшие условия работы для высокого уровня стресса и ощущения бессмысленности.
И все же даже в этих условиях находились работники, которые чувствовали, что их работа наполнена смыслом. Джоан, ветеран телефонного центра с двадцатичетырехлетним стажем, призналась мне, что получает большое удовольствие от работы. Вот как она это объяснила: «Я — профессионал клиентской службы. [Она сделала акцент на слове «профессионал».] Когда клиенты звонят, это чаще всего означает, что у них есть проблема и они не знают, что с ней делать. Я знаю, как решить любую проблему и удовлетворить любое требование, с которыми клиенты могут позвонить, и я умею это делать таким образом, что они остаются довольны своим опытом. Я решаю проблемы, и клиентам больше не приходится из-за них беспокоиться». Уровень мастерства, который она описывала и которым действительно владела, давал ей ощущение смысла, так же, как давало его то, что она видела свое мастерство как часть своей личностной идентичности — профессионала, помогающего людям. Сознание того, что она была способна обеспечить надежный результат, который был ей небезразличен, в свою очередь, усиливал ее ощущение осмысленности и значимости этой работы. Иными словами, рецепт Джоан для обретения смысла на работе — это собственная эффективность и соответствие трудовых обязанностей личным ценностям, приправленные обратной связью от тех, кто выигрывает от ее работы.
Сидя рядом с ней в наушниках, которые позволяли мне слушать ее телефонные разговоры, я стала свидетелем того, как Джоан систематически устанавливала аутентичную связь с каждым позвонившим уже с первых секунд общения. «Я слышу то, что вы говорите, и знаю, как могут расстраивать такие вещи, — уверяла она своих клиентов. — Я понимаю вашу проблему. Я обещаю, что помогу вам ее решить. Я очень рада, что смогу помочь вам сегодня». Клиенты позитивно реагировали на ее компетентность, сочувствие и ободрение, таким образом, еще более подтверждая ее ощущение собственного мастерства, укрепляя ее уверенность в себе и усиливая удовольствие, которое она получала от работы. Стиль работы Джоан — и ее образ мыслей о том, что значит ее работа, — создавали бесконечно укрепляющий сам себя цикл: производительность, смысл и положительные эмоции.
Пример Джоан может служить полезным уроком для всех. Каждый из нас может сделать свою работу более осмысленной и значимой, независимо от компании, отрасли и профессии. Секрет в том, чтобы связать личные ценности и мотивацию в работе, которую вы делаете. Чтобы этого добиться, обращайте пристальное внимание на те элементы своей работы, которые дают вам прилив энергии и чувство реализованности, а затем находите способы системно инкорпорировать эти элементы в то, как вы выполняете эту работу. Ищите возможности для аутентичного общения с людьми, которым ваша работа приносит пользу. Инвестируйте свою энергию в построение позитивных взаимоотношений с другими людьми, занимающимися той же самой работой и способствующими достижению тех результатов, которые дают вам энергию и хорошее настроение.
В силу того, что вы обладаете способностью определять свое восприятие условий работы, так же, как и то, как вы реагируете на собственный опыт, — у вас есть контроль над тем, какой смысл вы извлекаете из своей работы. Так что, когда вы взаимодействуете с менеджерами по найму и управлению персоналом, контролерами и кураторами, давайте им ясно понять, что вы хотите осмысленной работы. Но в то же время делайте все, что зависит от вас самих для того, чтобы ваша работа имела смысл.