читайте также
Исследование Мин Чжон Кана и Колина Камерера показало, что когда люди сталкиваются с любопытными вопросами, их мозг активирует зоны, связанные с ожиданием награды, а при получении правильного ответа — зоны, ответственные за память и обучение. Эффект был особенно силен, когда первоначальный ответ был неверным, что подтверждает: ошибки стимулируют более глубокое и длительное усвоение информации.Об этом в статье для Big Think пишет Манджу Капур — всемирно известный эксперт в области образования. В настоящее время он возглавляет Future Learning Initiative в Швейцарской высшей технической школе при Университете Цюриха.
...
Знаете ли вы, какая буква была добавлена в английский алфавит последней? Или какой музыкальный инструмент был изобретен, чье звучание подобно человеческому пению? Или как называется галактика, частью которой является наша планета Земля?
Я понятия не имел, что сказать о первых двух вопросах, что, соответственно, породило во мне сильное желание узнать на них ответы. Что касается третьего из них, то он вызвал у меня наименьшее любопытство, поскольку я мог с легкостью на него ответить.
В 2009 году Мин Чжон Кан, Колин Камерер и их коллеги были одними из первых, кто изучил, как наш мозг реагирует на подобные тривиальные вопросы, не потому, что их волновали вопросы сами по себе (хотя они вполне могут быть и содержательными), а скорее потому, что они хотели изучить уровень любопытства, который они вызывают, и реакцию на них тех частей мозга, которые задействованы в этом процессе. Исследователи хотели увидеть, что происходит в нашей голове, когда мы испытываем любопытство.
Для этого было проведено исследование мозга с помощью аппарата ФМРТ, который расшифровывается как функциональная магнитно-резонансная томография. Данное устройство позволяет увидеть, какие области мозга активируются, когда люди занимаются умственной деятельностью, такой как наблюдение, мышление, процесс выбора и т.д.
Кан и его коллеги отобрали 40 незамысловатых вопросов по различным темам, которые должны были вызвать у людей любопытство или, наоборот, совершенно не заинтересовать их, точно так же, как это было со мной, когда я столкнулся с вышеприведенными вопросами.
Как только участники оказывались внутри аппарата ФМРТ, начинались испытания. В каждом из них членам эксперимента показывали вопрос и просили угадать ответ про себя. После этого участники должны были оценить, насколько им интересна сама тема. Они также должны были определить, насколько они уверены в правильности своих догадок. Затем участникам снова показывали уже заданные вопросы со следовавшими после них верными ответами, где они могли увидеть, насколько правильно они выполнили задание. Эти испытания повторялись до тех пор, пока не были исчерпаны все 40 вопросов. После выхода из аппарата ФМРТ участникам было предложено вспомнить свои первоначальные ответы на вопросы и поделиться ими.
Было обнаружено, что при ответе на вопросы, к которым у участников эксперимента проявлялось повышенное любопытство, активизировались те участки мозга, которые обычно связаны с ожиданием награды. Такое происходит, когда мы ожидаем, что вот-вот произойдет что-то хорошее или мы получим вознаграждение за что-то. Вы чувствуете что-то подобное непосредственно перед просмотром концерта или фильма, который вам не терпелось увидеть, или в ожидании ужина в ресторане, в котором вы планировали провести вечер, — именно такое предвкушение фиксируется в этой области мозга.
Выше была описана реакция мозга во время фазы ожидания. Далее, как вы понимаете, последовал этап получения верных ответов. Когда участники наконец их получили, те участки их мозга, которые обычно связаны с памятью, обучением и пониманием информации, активизировались. Еще более показательным было то, что подобное усиление памяти наблюдалось тогда, когда первоначальное предположение было неверным, чем когда ответ был правильным. Другими словами, если вы изначально некорректно ответили на вопрос, то области, связанные с памятью и обучением, работали активнее, когда вы наконец получили верный вариант, чем если бы вы дали нужный ответ с самого начала.
Человек лучше усваивает информацию, сталкиваясь с неудачей, нежели когда он успешен. Проще говоря, эти результаты свидетельствуют о том, что любопытство порождает ожидание награды (за правильный ответ) и как только мы получаем это вознаграждение (правильный ответ), мозг активизирует нашу память, чтобы мы выучили, как верно. Такое усвоение информации оказывается более действенным не тогда, когда мы изначально оказываемся безошибочны, а как раз наоборот.
К тому же такой опыт извлечения уроков из неудач является более долговечным. Даже по прошествии 10 дней Кан и его коллеги обнаружили, что участники могут вспомнить правильные ответы на вопросы, которые они изначально угадали неверно, что свидетельствует о том, что совершение ошибки может пробудить в нас желание закрепить правильный вариант. И как только мы его узнаем, он запоминается надолго.