Как научиться просто доносить сложные мысли: система SIMPLE | Большие Идеи

? Личные качества и навыки
Переводной материал

Как научиться просто доносить сложные мысли:
система SIMPLE

Как мы можем яснее излагать мысли, используя вербальные инструменты по схеме S-I-M-P-L-E, рассказывает профессор Стэнфордской высшей школы бизнеса Фрэнсис Дж. Флинн в статье для Fast Company

Автор: Редакция «Больших идей»

Как научиться просто доносить сложные мысли: система SIMPLE
Фото: Fallon

читайте также

Задавайте открытые вопросы и добьетесь доверия

Дэвид Брендел

Может ли ИИ оставить нас без работы?

Уолтер Фрик

Как важно быть сердитым

Елена Куликова

Что нужно миру для перехода на цифровые валюты

Марко Ди Маджо,  Николас Платиас

Лауреата Нобелевской премии по физике Ричарда Фейнмана его коллеги прозвали «Великим объяснителем». Благодаря своему мастерству общения он умел изложить сложный научный материал (например, по общей теории относительности или квантовой механике) в самых простых выражениях, чтобы другие могли лучше понять эти головоломные идеи. Его лекции вошли в легенду. Они увековечены для потомков, переведены на множество языков и служат источником вдохновения для бесчисленных преподавателей. Об этом профессор организационного поведения Стэнфордской высшей школы бизнеса Фрэнсис Дж. Флинн рассказывает в статье на Fast Company.

Дар Фейнмана — умение претворять сложное в простое — все реже встречается в современном деловом мире. Каждый день нас забрасывают сообщениями, которые не всегда поддаются пониманию, и нам приходится разбираться, что все они означают. Представьте себе инженера, пытающегося объяснить суть новаторского замысла, или руководителя, старающегося обозначить новую инвестиционную возможность. Чтобы сделать свои аргументы убедительными, многие из таких ораторов топят свою аудиторию в жаргоне, деталях, статистике, технических терминах и презентациях PowerPoint, в которых слишком много слайдов с большим объемом текста. Такие объяснения часто приводят аудиторию в недоумение, а не в восторг.

Как выражать мысли яснее, подобно Фейнману? Оказывается, есть инструменты, которые можно использовать для этого. Они помогут вам установить контакт с аудиторией и добиться понимания. Запомнить их очень просто — или, выражаясь по-английски, simple. В данном случае SIMPLE — это акроним, в котором S обозначает slogans («слоганы»), I — images («изображения»), M — metaphors («метафоры»), P — parables («притчи»), L — lists («списки»), E — examples («примеры»). Если правильно использовать эти инструменты упрощения, они помогут научиться излагать мысли понятно.

Слоган

Слоган — это короткая фраза, отражающая суть вашего месседжа. Его должны запомнить и многократно повторять, усиливая привлекательность ваших аргументов. Люди используют слоганы, чтобы кристально ясно выражать свои идеи. Например, Дюма использовал девиз «Один за всех, и все за одного», чтобы описать нерушимую связь между тремя мушкетерами. С помощью слогана «Думай иначе» Apple обозначила, что ее продукция — на передовой инноваций. Создатели фильма «Бонни и Клайд» завлекали зрителей шокирующим слоганом «Они молоды. Они влюблены! И они убивают людей!».

Некоторые слоганы построены на аллитерации. Некоторые рифмуются. Лучшие из них звучат узнаваемо и благодаря этому становятся частью нашего лексикона. Чтобы сделать ваше сообщение более мощным, выразите его самую суть в простом, но приятном для слуха слогане.

Изображение

Вы наверняка слышали выражение «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Увидеть с нужной стороны, вероятно, лучше, чем услышать миллион раз. Возьмем, например, изображение человека, в одиночестве стоящего перед армейскими танками на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. Мы все сто раз видели эту фотографию. Она сохранилась в нашем сознании, потому что на ней запечатлен один человек, выступивший против угнетения со стороны государства. Она передает эту решимость эффектнее и, возможно, эффективнее самого красноречивого эссе. Мощные изображения, подобные ей, эффективны отчасти потому, что они передают эмоции, воспроизводят яркие детали и, если правильно их использовать, запоминаются раз и навсегда.

Упрощающие изображения могут иметь разную форму — рисунка, фотографии, круговой диаграммы, гистограммы. Это может быть даже словесное описание. В 1962 году в Военной академии США в Вест-Пойнте генерал Дуглас Макартур обратился к присутствующим кадетам с такой речью: «Длинная серая линия никогда нас не подводила. Если бы это сделали вы, миллион призраков в хаки, в камуфляже, в синем и сером поднялся бы из-под своих белых крестов, громогласно произнося эти волшебные слова: Долг... Честь... Страна». Называя кадетов «длинной серой линией», он вызывает в их памяти образы солдат, павших на прошлых войнах и теперь выступающих в качестве их совести. Картина написана прекрасно, захватывающе и трогательно.

Метафора

Термин «метафора» образован от греческого предлога meta («пере-», «над») и глагола fero («нести»). Этот прием заключается в переносе значения слова за пределы его первоначального использования, в другую область. Например, я могу целый день рассказывать вам, каково работать с моим коллегой Майком, а могу просто назвать его душным, и вы лучше поймете мое недовольство. Бен Франклин часто использовал метафоры, чтобы сделать привлекательнее свои афоризмы («Время — деньги», «Чем проклинать темноту, лучше зажги свечу», «Возлюби ближнего, но не сноси забор»). Мощные метафоры побуждают нас воспринимать старые идеи, которые раньше были неясны, по-новому — так, что они поражают нас своей ясностью.

Знаете, почему древние греки охотно использовали метафоры? Вероятно, причина в том, что они больше полагались на ораторское искусство, чем на письменную речь (поскольку большинство людей не умело читать). Аудитория не могла пролистнуть назад и перечитать сказанное, и поэтому от оратора требовалось умение донести свою мысль с первого раза. Метафоры позволяют аудитории сразу уловить суть сказанного и поэтому помогают оратору удерживать ее внимание. Возможно, именно поэтому учителя биологии в средних школах часто называют митохондрии «электростанциями», когда объясняют функции человеческой клетки. Удержать внимание учеников средней школы сложно в любом контексте, тем более на лекции по анатомии.

Притча

Много говорится о том, что умение рассказывать истории может сильно улучшить качество общения. Причина в том, что истории могут быть захватывающими. Но мы не должны использовать истории только для того, чтобы привлекать внимание аудитории или слушать свой голос.

У историй необходим смысл. В конце каждой из них должен быть урок, который аудитория может оценить и усвоить. Именно это превращает простую историю в эффективный инструмент коммуникации.

Некоторые из самых долговечных историй — про Черепаху и Зайца из басни Эзопа или Доброго самаритянина из Библии — представляют собой притчи, содержащие урок или поучительный пример. Прослушав их, люди лучше понимают подоплеку, основную идею, суть всей речи рассказчика.

В хорошо построенных историях часто присутствуют элементы, которые вызывают отклик у аудитории, — например, связная структура, комический момент или неожиданный поворот сюжета. Но эти истории четко сфокусированы в одной точке. Развлекательные элементы подчеркивают основную мысль истории, а не затмевают ее.

Списки

Достаточно посидеть в интернете десять минут, чтобы понять, что люди любят списки: «Десять лучших фильмов всех времен», «Семь привычек высокоэффективных людей», «Пять способов распознать супружескую измену». Очевидно, что такие перечни привлекательны. Они вносят порядок в нашу беспорядочную жизнь.

Список может сделать то же самое с вашими идеями. Но не всякий список, а только убедительный и создающий впечатление завершенности. Полезно использовать в качестве списков акронимы. Например, если кто-то хочет донести до своей аудитории информацию о способах проще излагать свои мысли, он может использовать такой акроним, как S-I-M-P-L-E.

Я использую списки, чтобы помочь своим ученикам запоминать важные уроки. Например, все мы совершаем ошибки и часто вынуждены извиняться, чтобы исправить нанесенный ущерб. Но что делает извинение эффективным? Об извинениях кто только не писал. Я могу порекомендовать своим студентам конкретные журнальные статьи и эмпирические исследования, в которых перечислены основные компоненты эффективного извинения. Или я могу обобщить эти компоненты с помощью списка.

В этом случае я говорю студентам, что хорошее извинение состоит из трех компонентов: Быстроты (кому нужны запоздалые извинения); Осознанности, то есть понимания причиненного вреда и своей роли в его причинении; и Готовности загладить нанесенный ущерб. Обеспечьте эти компоненты, и вы извиняетесь на уровне «Бог».

Пример

Хороший пример может сделать все предельно ясным. Как показали исследования «эффекта идентифицируемой жертвы», люди часто сильнее сочувствуют одному человеку, пережившему трагедию, чем множеству людей, переживших ту же трагедию, особенно если уникальный опыт такого человека становится достоянием общественности.

Пожалуй, самое эффективное использование примера — это демонстрация. Объективное, осязаемое подтверждение сказанного. Возвращаясь к Фейнману: демонстрации были его фишкой. Он использовал это особое умение, когда руководил расследованием взрыва космического шаттла «Челленджер» в 1986 году. Высказывались опасения, что катастрофа произошла потому, что уплотнительные кольца на твердотопливных ракетных ускорителях разрушились при понижении температуры. В какой-то момент во время расследования Фейнман слушал заверения инженеров НАСА в том, что они не могли спрогнозировать разрушение уплотнительных колец при температуре, близкой к 0?C.

Почти дослушав их, Фейнман налил в стакан ледяной воды и опустил в него кусочек композитного материала, из которого были изготовлены обсуждаемые кольца. Когда руководство НАСА высказалось, Фейнман объяснил, что он сделал, и вынул охлажденный фрагмент композита из воды. Затем согнул его и показал, что он не разгибается обратно, — то есть доказал его чувствительность к более низким температурам.

Эти инструменты — слоганы, образы, метафоры, притчи, списки и примеры — эффективные средства для развития коммуникативных навыков, позволяющие проще излагать мысли. Но то, что эти инструменты просты, не означает, что их легко освоить. Чтобы использовать каждый из них и продолжать их оттачивать, нужно глубоко их понять.

Осваивая приемы упрощения своей речи, важно понимать несколько моментов. Во-первых, старайтесь придавать своим высказываниям эмоциональную окраску, не ограничивайтесь логикой. Люди охотнее отзовутся на простой месседж, если он вызовет отклик в их сердцах.

Во-вторых, доверяйте, но проверяйте. Другими словами, не стоит полагать, что эти инструменты сработают по умолчанию. Протестируйте их на ком-нибудь, чтобы понять, подействуют ли они так, как вы задумали. И наконец, в-третьих, по возможности сочетайте эти инструменты друг с другом. Они становятся еще более эффективными, когда используются совместно, а не по отдельности.

Если вы усовершенствуете этот навык, вы сможете использовать его до конца своей карьеры. Умение общаться отличает лучших лидеров от всех остальных. Научившись претворять сложное в простое, вы станете оракулом, к которому обращаются другие, чтобы он помог им разобраться в том, что кажется бессмыслицей. Они устремятся к вам ради вашей способности делать тайное явным. Они придут к вам, потому что вы станете «Великим объяснителем».

* деятельность на территории РФ запрещена