читайте также
Один знакомый удивил меня, рассказав, что, будучи постдоком, вел в Гарварде факультативный курс «Как читать Фолкнера». Разве не здорово?! И дело, разумеется, не в Фолкнере, прожить можно и без него, и не в том, что для чтения подобных романов необходимы специальные навыки. Есть в этом нечто прекрасно-расточительное — ходить между занятиями по статистике и маркетингу на такой вот страннейший курс. И что-то подсказывает мне, что это не так уж бессмысленно. Чтение умных книг и разговоры о них придают особое качество уму. Я бы назвала его способностью видеть картину мира во всей ее сложности.
Трудно сказать, что делает человека умным или глупым. Понятно, что IQ мало что определяет, это ведь всего лишь умение выявлять закономерности в более или менее сложных рядах данных. Но, если нужно действовать в запутанной, турбулентной среде, где те самые привычные ряды не выстраиваются и не повторяются, а правила все время меняются, формальный интеллект, особенно натренированный в строго очерченных рамках, почти не помогает.
Ученые Шолом Глоуберман и Бренда Циммерман, изучающие теорию сложности, предлагают разделять все существующие проблемы на три типа — простые, сложные и сверхсложные. Простые можно решить, следуя заданному алгоритму, например приготовить блюдо по чужому рецепту. Для решения сложных задач алгоритма недостаточно, нужны еще знания, опыт, развитый интеллект. Скажем, запустить космический корабль на Луну — это сложная проблема. Но если удалось однажды, то наверняка вы сможете повторить успех и даже улучшить результат. Ну а в случае сверхсложных проблем ни знание алгоритмов, ни интеллект, ни компетентность успеха не гарантируют. Даже если вы отлично разбираетесь в предмете и у вас один раз получилось, это не значит, что получится и второй. К разряду таких сверхсложных проблем ученые относят, например, воспитание детей.
В менеджменте сегодня весьма актуальная тема — сложность и турбулентность бизнес-среды. В таких условиях самое неразумное — это наращивать привычные усилия, делать все то же, что и вчера, но лучше, с двойным, тройным напряжением сил. Не поможет. Когда все изменилось, нужно действовать иначе. Как? Никто не знает. Требуется продуктивный ум. Необходима эрудиция. А также бесполезные знания и навык ломать логические или псевдологические схемы.
Умный человек отличается от дурака способностью выявлять внутренние закономерности и драйверы происходящего. И, похоже, зависит интеллект не только от скорости протекания химических процессов в головном мозге, но и от привычки размышлять вне готовых схем, менять подходы, делать выводы, не опираясь на мнение авторитетов. Как развить в себе этот навык? Можно попробовать нагружать свой мозг каким-нибудь непривычным способом. Скажем, слушать баховские «Голдберг-вариации» и размышлять о том, чем исполнение совсем молодого Гленна Гульда отличается от его же исполнения в зрелые годы. Похоже, таким развлечениям любил предаваться Стив Джобс, во всяком случае два варианта гульдовских «Вариаций» он всегда имел под рукой. Не хуже, чем хорошая музыка, освободить мозги от давления схем и концепций помогает и чтение толстых, сложных книг. Фолкнера, например.