Как привлечь внимание тех, кто не хочет вас слушать | Большие Идеи

? Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как привлечь внимание тех, кто не хочет
вас слушать

Повлиять на толпу недовольных людей можно, только взяв ситуацию в свои руки

Автор: Джон Балдони

Как привлечь внимание тех, кто не хочет вас слушать

читайте также

Аргументация: ценностный подход

Андрей Скворцов

Обсуждению подлежит

Фалалеев Дмитрий

Чтобы помочь бренду, раззадорьте его противников

Люо Сюемин,  Рейтл Саша,  Уайлз Майкл

Жертвы алгоритмов: что не так с интернет-маркетингом

Алекс Миллер,  Картик Хосанагар

Спикер из кожи вон лез, чтобы привлечь внимание аудитории к себе, но публика никак не могла угомониться. Присутствовавшие на мероприятии люди вели себя беспокойно и хотели как можно быстрее рвануть к стойкам за бесплатными напитками и закусками. Тем не менее оратор как ни в чем не бывало продолжал свою презентацию, несмотря на недовольство и гогот слушателей.

Я вспомнил эту сцену, когда однажды включил новости по телевизору и увидел сюжет о толпе недовольных граждан, митинговавших против реформы здравоохранения возле одного правительственного учреждения. Большинство выступающих на публике людей (а это, как правило, опытные политики, чиновники, бизнесмены) не столь наивны, как тот самый спикер, поведение которого я описал выше. Они прекрасно понимают, что нельзя игнорировать враждебно настроенную толпу.

В ситуации с митингующими кто-то стремился вовлечь их в дискуссию; а кто-то просто ушел, посчитав, что они услышали и так достаточно.

Нет универсального способа справиться с возбужденной толпой, но ясно одно, что человек, которого я описал в самом начале моего блога, сделал одну в корне неправильную вещь: он проигнорировал свою аудиторию. Более искусные ораторы — например, профессиональные политики — все-таки стремятся заинтересовать своих слушателей, ведь от этого зависит их (не-) успех. Но даже если вы не политик или чиновник, однажды может возникнуть ситуация, когда вам придется выступать перед толпой недовольных слушателей. Вот несколько советов на этот случай:

Будьте все время начеку. Прежде чем начать свою речь, каждый оратор должен понимать, что ожидает данная конкретная аудитория от этого выступления. Если вспомнить историю о первом спикере, то он не принял в расчет тот факт, что он был последним выступающим на том злополучном мероприятии и, как следствие, единственным барьером, разделявшим уставшую аудиторию и стойку с закусками. Если говорить серьезно, когда вы думаете, что люди могут быть враждебно настроены по отношению к вам, позаботьтесь о том, чтобы выявить мотивы их негативного отношения. Подумайте о контраргументах для своего выступления и будьте готовы воспользоваться ими в случае возникновения дополнительных неудобных вопросов.

Будьте гибким. Если кто-то осыпает вас критическими замечаниями, присмотритесь к этому человеку повнимательнее. Люди, которые хотят стать успешными ораторами, уже в начале своей карьеры учатся тому, как весело и непринужденно отвечать на подобные выпады (и здесь не обойтись без здорового чувства юмора). Можно парировать их, вступив в короткий диалог и закончить его шуткой. Это лишний раз покажет, что именно вы, а не ваш оппонент, владеете ситуацией. Но не затягивайте эти дебаты, вовремя вернитесь к основной теме вашего выступления. Нельзя передавать власть «толпе». Вы спикер, вас должны слушать.

Будьте решительным. Если слишком недовольных громких слушателей никак не успокоить, тогда предоставьте им слово. Постепенно переходите к финальному этапу своего выступления, но пообещайте аудитории вернуться к ее вопросам, как только закончите свою речь. Если и это будет невозможно сделать, откажитесь от запланированного сценария и продолжайте живой диалог непосредственно с аудиторией. Отвечайте на все вопросы четко и коротко. И сохраняйте спокойствие. Ваше излишне эмоциональное поведение только приравняет вас к толпе; а ваша уверенная речь укрепит веру в вас как к спикеру и как к лидеру.

Нет никаких гарантий того, что хоть какая-то из предложенных выше мер со стопроцентной эффективностью утихомирит недовольных слушателей. Как мы успели убедиться на примере протестующих граждан, некоторые люди приходят на митинг не для того, чтобы слушать, а чтобы сорвать любую возможность диалога.

Такие ситуации похожи на процесс воспитания непослушных и избалованных детей: в их поведении нет логики. Если вы чувствуете, что толпа настроена враждебно или что-то угрожает вашей безопасности — лучше все-таки уйти. Делайте это спокойно, не забывая о своей цели. Уверенно покиньте сцену и отойдите в тихое и безопасное место. (Конечно, если люди будут бросать в вас разные предметы, уходите как можно быстрее.)

Требуется огромная доля терпения и выдержки, чтобы выступать перед толпой недовольных людей. Но повлиять на нее можно, только взяв ситуацию в свои руки. Если вы все еще контролируете положение — продолжайте свое выступление. Если же нет — лучше отойти в сторонку.