Как побороть нерешительность и принять конфликт | Большие Идеи

? Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как побороть нерешительность и
принять конфликт

Даже в порочном круге решения порой принимаются. Принимаются, но не соблюдаются условия.

Автор: Рон Ашкеназ

Как побороть нерешительность и принять конфликт

читайте также

Как стать лидером на легальном рынке по производству марихуаны

Шесть советов, которые помогут не тратить деньги на ненужные технологии

Дженни Келер,  Махадева Мэтт Мани,  Пол Лейнванд

Трансформация со скрипом: кто и почему мешает изменениям

Юрий Проскурня

Новый подход к расчету компенсаций топ-менеджеров

Борис Гройсберг,  Майкл Марино,  Метин Аксой,  Сара Эбботт

Если процесс планирования и принятия решения состоит из множества встреч, собраний, споров, заседаний комитетов, презентаций PowerPoint, переписки по электронной почте и громких заявлений, но к согласию приходят редко, а еще реже — действуют, то это «порочный круг нерешительности». Намеченное решение мячиком пролетает из отдела в отдел то вверх, то вниз по корпоративной лестнице, вдоль и поперек, детали и выводы меняются в зависимости от интересов участников дискуссии. Зачастую глубинная проблема заключается не столько в неспособности принять решение, сколько в неготовности пойти на конфликт.

Даже в порочном круге решения порой принимаются. Принимаются, но не соблюдаются условия, потому что во время обсуждения люди попросту не решаются высказаться против. Они кивают, улыбаются, ведут себя по-товарищески, но эта видимость товарищества распадается, когда выясняется, что выполнять решение никто и не собирался — ведь никто, по сути дела, и не одобрял его.

Порочный круг принятия таких решений вредоносен на всех уровнях организации. Он плохо сказывается на качестве, продуктивности и обслуживании клиентов. Например, когда менеджеры в компании, с которой я работал, не сумели выработать лучший способ (или несколько способов) конфигурировать программное обеспечение в отделе продаж, они предложили десятки вариантов, что означало не только увеличение расходов на покупку лицензий, но и усложнило бы координацию продаж по отделам и по филиалам. Подобным же образом, когда другая компания была вынуждена сокращать расходы, страдали все. Проблема, словно протекающее масло, пропитала все отделы, потому что руководство не могло решить, на чем следует сосредоточиться, а значит, те отделы и направления деятельности, которые могли развиваться и приносить прибыль, сокращались заодно с теми, которые ничего уже не сулили.

Со стороны такое поведение кажется глупым. Почему бы руководителям — даже очень высокого ранга — не вести конструктивный диалог и не управлять конфликтом? Им же за это и платят. Но, увы, две причины затрудняют их правильное поведение:

Во-первых, управленцы тоже люди и хотят нравиться. Они хотели бы, чтобы о них хорошо отзывались, а не жаловались на то, как с ними трудно работать. Они хотели бы ладить с людьми и играть в команде. А потому они воздерживаются от жесткого спора, уклоняются от борьбы. Многие руководители, с которыми я это обсуждал, боятся, как бы спор не перерос в неконтролируемую свару, которая разрушит отношения с коллегами. Бессознательно они пускают в ход свой авторитет во имя спокойствия.

Вторая причина нерешительности — многим менеджерам на всех ступенях корпоративной лестницы недостает навыков конструктивного конфликта. Эти руководители отчасти из-за описанных выше психологических проблем не проходили тренинг по управлению конфликтами. В результате они не располагают ни базовыми принципами, ни инструментами, нужными для реализации позитивного конфликта: они не могут определить главную цель и общую почву, сосредотачиваются на личностях, а не на проблеме, не умеют четко называть общие пункты и предмет разногласия, слушать, а не говорить, продвигаться от спора к реальному решению проблемы. Все это не высшая математика, но и не врожденные навыки. И когда таких навыков недостает, деловые споры и конфликты перерастают в межличностное напряжение, что опять же включает синдром их избегания — и вновь запускается порочный круг нерешительности.

Разорвать его нелегко, особенно если он глубоко укоренился в корпоративной культуре компании, в характер ее руководителей. И все же, если хотите справиться с проблемой (и не важно, какое место вы занимаете в иерархии), вы можете предпринять два шага.

Во-первых, соберите команду или группу коллег и спросите, видят ли они в такой нерешительности проблему. Если проблема очевидна, обсудите конкретные случаи, когда решение не было принято и каковы были последствия для организации. Разберитесь, единичные это случаи или же привычное дело и насколько важно сократить их частоту. Избегайте абстрактных обсуждений, вам нужно нащупать проблему и договорить о том, что пора многое менять.

Когда вы всей командой придете к выводу, что есть такая задача — разорвать порочный круг нерешительности, — начинайте вместе с коллегами вырабатывать базовые правила, по которым должен развиваться конструктивный конфликт. Например, выделите каждому по две минуты на изложение его точки зрения, назначьте секретаря, который будет записывать все «за» и «против», напомните всем, что спор не предполагает личного конфликта и что решения не могут меняться в одностороннем порядке. Разумеется, это еще не тренинг по управлению конфликтами, это лишь первый шаг, но если вы чего-то добьетесь, у вас появится желание продвигаться дальше.

Компании не могут допустить, чтобы решения затягивались или же принятые — не выполнялись. Но чтобы сократить этот цикл, руководители должны принять конфликт, а не избегать его.

Читайте по теме: