Как примирить враждующих руководителей | Большие Идеи

? Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как примирить
враждующих руководителей

Ничто не вредит команде больше, чем скелеты в шкафу, существования которых никто не желает признавать.

Автор: Рон Ашкеназ

Как примирить враждующих руководителей

читайте также

Измените процессы, чтобы снизить коррупцию

Елена Евграфова

Свежий номер Harvard Business Review Россия: самое интересное

Три способа создать культуру, позволяющую лучшим сотрудникам раскрыться

Линдси Макгрегор,  Нил Доши

Удвойте ставки на стартапы

Гибни Брюс,  Хоувери Кен

Так не бывает, чтобы все люди нравились друг другу. И в особенности это маловероятно на работе. У каждого своя личность, свои предрассудки и склонности, ценности, амбиции и интересы, и это проявляется в химии отношений. Добавьте к этому неизбежное в условиях работы напряжение — и станет ясно, почему между коллегами и сотрудниками порой возникает антипатия. Но если не уживаются члены руководства, негативное влияние их ссор может распространиться на всю организацию. Эти конфликты снижают продуктивность, подрывают дух десятков и сотен людей.

Рассмотрим два примера (примеры подлинные, некоторые детали изменены):

  1. Троих топ-менеджеров предупредили, что они вошли в список кандидатов — вероятных преемников гендиректора. Отчаянная конкуренция обострила и без того непростые отношения между ними, и в итоге эти трое за пределами официальных совещаний перестали разговаривать друг с другом. Подчиненные брали с них пример и делились на лагеря. Тем самым прекратилось общение и сотрудничество разных отделов.
  2. В фирме, оказывающей финансовые услуги, состоявшей из полуавтономных филиалов, топ-менеджер получила задание согласовать и выработать единый подход к разрабатываемым продуктам. Руководители некоторых филиалов упорно сопротивлялись введению единого стандарта, и в итоге компания махнула на них рукой и впредь работала только с теми филиалами, что шли на сотрудничество. Остальные же остались за боротом.

Легко сказать, что в обоих случаях гендиректорам следовало вмешаться и обязать всех сотрудников работать слаженно. Но в большинстве организаций топ-менеджеры либо вовсе не замечают подобную динамику, либо не знают, как поступать, отмахиваются, убеждают себя в том, что руководители старшего или среднего звена сами со всем разберутся. А иногда (как в первом примере) гендиректор сам же и провоцирует вражду: разжигает конкуренцию, словно проводя лабораторный эксперимент — как себя поведут люди.

Что вы можете сделать, если вы составляете часть такой «озверевшей» команды или либо сами вносите свой вклад в раздоры, либо на своей шкуре ощущаете происходящее? Вот два совета.

Прежде всего, вынесите сор из избы на яркий свет дня. Ничто не вредит команде больше, чем скелеты в шкафу, существования которых никто не желает признавать. Разрушьте заговор молчания, поговорите с основными участниками и заинтересованными сторонами, индивидуально, в мини-группах, с командой в целом, обсудите происходящее. Подступаться к этому вопросу нужно деликатно, щепетильно, никого не виня, не тыча перстом (от этого только хуже будет), но вместе с тем решительно, имея в виду общую цель: непременно наладить отношения в коллективе.

В описанном выше случае с руководителями-конкурентами один из их коллег организовал общий обед для всех троих и откровенно поговорил с ними о создавшейся ситуации, о том, как она сказывается на команде и компании в целом. Все трое согласились с тем, что в этой неблагоприятной ситуации они постараются поступать так, как лучше для компании, а не для их амбиций. И это решение они донесли до своих команд. Полностью это проблему не решило, но все же работа пошла веселее, и они благополучно дождались назначения нового гендиректора.

Второй способ уладить подобную ситуацию — свести врагов за совместной работой над проектом или над существенной для компании проблемой. Иными словами, все эти взаимные антипатии и соперничество удается преодолеть, когда перед людьми открывается бОльшая перспектива. Например, в той финансовой компании менеджер по персоналу обратила внимание на то, как ухудшаются отношения, и потихоньку уговорила гендиректора создать небольшие сборные команды для решения ключевой стратегической проблемы — и проследила, чтобы в одной группе оказались те самые сотрудники, которые плохо друг с другом ладили.

У руководства нет причин особо друг друга любить. Но они обязаны сознавать, что ладить им нужно, иначе непродуктивные отношения охватят всю организацию. Вся команда должна позаботиться о том, чтобы это предотвратить.

Читайте по теме: