Как добиться нужного ответа | Большие Идеи

? Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как добиться
нужного ответа

Вам предстоит встреча, обсуждение важного вопроса. Какова ваша цель — если вы хотите что-то продать или в чем-то убедить? Как нужно действовать, чтобы повысить вероятность успеха?

Автор: Энтони Тянь

читайте также

Как успокоить клиентов в эпоху автоматизации сервисов

Мишель Шелл,  Райан Бьюэлл

Парадоксы современного капитализма

Умар Хак

Новый мировой центр производства

Айрин Юань Сунь

Хотите быть счастливым, носите удобную обувь…

Гардинер Морс

Вам предстоит встреча, обсуждение важного вопроса. Какова ваша цель — если вы хотите что-то продать или в чем-то убедить? Как нужно действовать, чтобы повысить вероятность успеха?

По правде говоря, цель почти всегда одна — продать нечто конкретное или абстрактное: товар, услугу или идею. Как объясняет Дэниел Пинк в своей новой книге «To Sell is Human», мы всегда стараемся повлиять на поведение других людей в свою пользу, и это в широком смысле слова тоже торговля. Пускай мы и не продаем машины, но мы торгуем идеями (в виде стратегических проектов или разработок различных кампаний). Наконец, мы предлагаем самих себя в качестве претендентов на интересную работу (рассказывая о своих способностях и послужном списке), настойчиво навязываем свои убеждения и ценности (руководя и наставляя других людей).

Продаете ли вы нечто материальное или нематериальное, начните с двух ключевых вопросов:

1.От кого все зависит? Определите, от кого на самом деле зависит решение, и как распределяются сферы влияния. Как правило, приходится иметь дело не с одним человеком, авторитарно принимающим решения. Таких уникумов основатель Bain and Company Билл Бейн именовал M.A.N (пожертвуем политкорректностью ради удобства запоминания): Деньги (Money), Авторитет (Authority) и Потребность (Need). Сейчас большинство продавцов попадает в ситуации, когда к решению причастно несколько человек и воздействовать приходится на каждого. Есть специальный термин, обозначающий «вашего» человека в той организации, с которой вы ведете переговоры, — это «контакт». Через этого «агента влияния» вы и пытаетесь продать свой товар или идею. Даже если организацию возглавляет M.A.N., он или она все равно захочет выслушать мнение коллег. Итак, нужно узнать, от кого все зависит и кто на кого влияет.

2.Каков процесс принятия решения? Процесс утверждения и принятия решения бывает и формальным (например, когда речь идет о финансировании компании, проводится предварительная проверка кредитоспособности), и неофициальным, как беседа за ужином (если, скажем, вы надумали сменить место работы), но и такой разговор чрезвычайно важен. И вам непременно нужно понимать, с кем сможет поговорить ваш «контакт». Если вы представляете себе этих людей, знаете, на что это «ближнее окружение» может откликнуться в первую очередь, то ваши шансы на успех заметно повышаются. Попробуйте начертить схему распределения влияний среди этой аудитории и сообразить, кто в какой момент вступает в игру, каков уровень влияния каждого и что в вашей презентации «зацепит» конкретных слушателей.

Когда у вас выстроится та цепочка людей, от которых зависит принятие решений, переходите от вопроса «кто» к вопросу «что». Это самая приятная часть подготовки и самая легкая, поскольку тут вы излагаете тот самый ответ, которого хотите добиться. И упаковать его стоит так, чтобы «ближнее окружение » охотно все приняло.

Да, упаковать и подать нужный ответ предстоит лично вам. Не вы ли лучше всех агентов влияния и окружающих вас людей знаете ценность своего предложения? Не вам ли нужно убедиться, что ключевые мысли переданы точно и что ваша идея предстанет в наилучшем свете? К сожалению, зачастую вместо подобной ясности выходит игра в испорченный телефон: информация по пути теряется и подменяется, а иногда трансформируется так, словно ее передают шепотом тугие на ухо люди. Предотвратите путаницу: помогите человеку, который будет отстаивать ваше дело. Дайте аудитории то, что ей требуется, и упакуйте, как надо.

Как это сделать? В иных случаях достаточно просто составить список основных пунктов, и пусть ваш контакт пробивает идею (см. ниже), в других случаях нужно помочь ему подготовить доклад или презентацию. Подумайте, какой формат наилучшим образом соответствует ситуации. Нужно ли составить инвестиционное предложение или разговор о работе состоится за коктейлем или ужином? В инвестиционном предложении должна быть четкая структура, выделены ключевые моменты. Если же вы предлагаете человеку работу, помогите ему составить две колонки для сопоставления нынешней его должности с той, что вы предлагаете: минусы, плюсы и, конечно же, размер жалования теперь и в будущем. Тем самым вы проявите расположение и заботу, а также подтвердите, что уже видите в этом кандидате будущего сотрудника, а в этой аудитории — инвесторов. А главное, вы обеспечите аудиторию информацией для принятия решения — это заметно ускорит процесс.

Нужный ответ формулируйте кратко и сильно. Наилучшей тактикой будет, пожалуй, самая простая и в то же время самая мощная: после встречи пошлите электронное письмо примерно такого содержания: «Спасибо, что уделили мне время, отправляю вам краткое изложение нашего разговора — может быть, оно пригодится вам, когда вы будете обсуждать этот проект с коллегами». Уже этого будет достаточно, чтобы повысить шансы на успех.

Но главное, этот текст должен быть простым и запоминающимся. А таковым может быть лишь изложение вопроса, в котором вы полностью разобрались. Лакмусовая бумажка: сумеете ли вы свести свое сообщение к сути, да так, чтобы это сразу было бы и понятно, и памятно? Сумеете объяснить, не ссылаясь на толстую папку с материалами?

Вернемся к аббревиатуре Билла Бейна. Нужно добраться до главного, до M.A.N, в котором сосредоточены деньги, авторитет и потребность. В принципе, именно такую упаковку здравый смысл подсказывает и для вашего сообщения, но мало кто умеет делать это просто и памятно. Структурированное и хорошо запоминающееся сообщение — вещь мощная, так постарайтесь же сделать таковой вашу речь, с которой будете выступать перед аудиторией. Не переусердствуйте, но сосредоточьтесь на двух-трех основных пунктах и конкретно объясните, чего именно вы просите.

Делайте это так, как делают хорошие учителя, готовясь к уроку: не просто сообщают информацию, но заботятся о том, чтобы ученики реально услышали эту информацию и усвоили ее.