читайте также
Независимо от должности, компании и отрасли, успех сотрудников определяется не только их результатами, но и способностью ориентироваться в мутных водах офисной политики. Множество научных исследований посвящено скрытым силам, лежащим в основе формального и неформального влияния в любой группе или организации, и закономерно подчеркивается, насколько глубоко проникает офисная политика во все сферы деятельности и какой токсичной она может быть.
Но что происходит с офисной политикой, если исключить собственно офис? Виртуальная работа уже некоторое время присутствует в нашей жизни, однако пандемия резко изменила контекст, полностью удалив из него офис, отменив межличностный контакт и физическое взаимодействие между людьми — и вместе с ним возможность применять тактику манипулирования и самопрезентации. Один из клиентов недавно пожаловался: «И как мне теперь делать вид, что я работаю, если я не хожу в офис?»
Многие отчасти вернулись в нормальный режим и снова бывают на рабочем месте — хотя, возможно, реже, и вокруг стало меньше коллег. Значительная доля сотрудников в большинстве отраслей продолжает работать из дома, и большая часть взаимодействий ограничена Zoom, Microsoft Teams и т. д.
Что все это означает для офисной политики? Применимы ли по-прежнему старые нормы и правила? Можно ли ожидать, что предвзятости и семейственности станет меньше и в продвижении и развитии сотрудников будут в большей степени руководствоваться их заслугами? Способны ли технологии обезвредить темные мотивы офисных отношений, заставить нас сосредоточиться на выполнении работы, уменьшить влияние неформальных сетей и мягкой силы?
Даже если вы не ходите в офис, наивно ожидать, что офисная политика исчезнет, равно как никуда не денется и культура компании, если люди работают из дома. На наш взгляд, переход от офисной работы к удаленной открывает три новые возможности.
Возможность перенастроить отношения. Во-первых, переход к удаленной работе в корне изменил модели взаимодействия, что дает шанс по-новому выстроить отношения с начальником и коллегами. Если прежде офисная политика давалась вам с трудом, настал момент проанализировать, как можно изменить ситуацию.
Для начала обдумайте, были ли у вашего начальника причины, оправданные или нет, сомневаться в вашей способности выполнять задания в оговоренные сроки. Переход к виртуальной работе — это ваш шанс сформулировать ожидания относительно показателей и каналов коммуникаций. Если вам абсолютно ясно, насколько часто и каким образом начальнику важно получать от вас информацию, вы можете действовать на опережение и сделать так, чтобы он больше не задавался вопросами, теми ли задачами вы занимаетесь и укладываетесь ли в сроки.
Затем подумайте о социальной стороне офисной политики. Возможно, другие потратили больше времени и сил на построение личных отношений с коллегами, пока вы держались на расстоянии. Пандемия дает естественную возможность сблизиться, независимо от того, как вы общались прежде. Предложите созваниваться, узнавайте друг у друга, как дела, или искренне интересуйтесь состоянием коллег.
Возможность признания результатов по существу. Наверное, каждому когда-то доводилось работать с любителями покрасоваться без малейшего повода, привыкшими превозносить свои (минимальные) достижения и с помощью обаяния добиваться незаслуженного повышения. Такая форма офисной политики осуждается почти везде, и, к счастью, в виртуальном пространстве хвастунам приходится гораздо труднее. Им не так просто улучить момент в разговоре с нужным человеком, например, в комнате отдыха или на парковке, чтобы продавить собственные интересы. И в мире, где каждая лишняя минута в Zoom кажется вечностью, их самовосхваление и разглагольствования могут быть справедливо восприняты как напрасная трата времени. Виртуальная рабочая среда предлагает гораздо больше возможностей получить оценку благодаря результатам своей работы, а не рассказам о них.
В некоторых случаях переход в виртуальное пространство может отчасти нейтрализовать неосознанную предвзятость. Automattic, компания, владеющая WordPress, принимает на работу, беседуя с кандидатами в чате, новые сотрудники не общаются ни с кем вживую, пока не приступят к работе. «Мы делаем все возможное, чтобы сосредоточиться на профессиональных качествах кандидатов, — поясняет основатель компании Мэтт Мулленвег в интервью газете New York Times, — а не на посторонних факторах: как ты одет, как ты держишься, как говоришь, как выглядишь, где живешь. Все это, в конечном счете, не имеет значения, особенно для интернет-компании. Поэтому мы полностью устраняем это из процесса приема на работу».
Возможность обрасти новыми связями. Сегодня многие компании, если не большинство, являются международными. Дискуссии о виртуальной работе часто сводятся к тому, что общаться с коллегами, прежде сидевшими с вами в одном офисе, становится труднее по очевидной причине: мы создаем более глубокие эмоциональные и социальные связи с людьми, находящимися физически ближе к нам. Но удаленная работа также обеспечивает нам преимущество: возможность строить отношения с коллегами и клиентами по всему миру, с которыми вы не общались бы в других условиях. В этом смысле виртуальная работа прекрасно компенсирует нашу склонность взаимодействовать с теми, кто находится рядом, и предлагает работать с людьми, не просто находящимися на расстоянии, но и непохожими на наше окружение и разными по психологическому складу (культура и ценности идут рука об руку).
Поэтому это прекрасная возможность разнообразить свои знакомства. Вы можете поддерживать контакт один на один, например, звонить друг другу или узнавать по электронной почте, как дела, отправлять коллегам интересные статьи. Это становится важным конкурентным преимуществом, потому что множество профессионалов, не уделяющих этому сознательного внимания, имеют довольно однородные связи, включающие людей, работающих в той же компании или в том же офисе, что и они сами. Вы можете сделать свою сеть контактов более устойчивой и, в конечном счете, более полезной, сосредоточившись на наращивании «открытого социального капитала», построении неоднородных связей с коллегами из других сфер и других частей мира.
Конечно, исключение офиса из рабочего контекста не панацея. Человеческая натура не изменится мгновенно, и неофициальные коммуникации и демонстрация силы не исчезнут просто так. Также возможно, что по мере того как компании по всему миру снова начнут открываться и некоторые специалисты будут возвращаться на привычные рабочие места, мы рискуем столкнуться с «двухуровневой» системой офисной политики, когда людям, которые могут находиться вместе в офисе, будет оказываться предпочтение по сравнению с работающими из дома, даже в отсутствие различий в результатах у обеих групп. Эти опасения вполне логичны. Но следуя вышеизложенной стратегии, у вас больше шансов стать «политически» успешными в это переходное время, когда наши концепции офисной жизни продолжают меняться.
Об авторах
Томас Чаморро-Премузик (Tomas Chamorro-Premuzic) — главный специалист по кадрам в ManpowerGroup, профессор бизнес-психологии в Университетском колледже Лондона и Колумбийском университете, а также член Гарвардской лаборатории по предпринимательству и финансам. Автор книги «Why Do So Many Incompetent Men Become Leaders? (And How to Fix It)».
Дори Кларк (Dorie Clark) — специалист по стратегическому маркетингу и профессиональный спикер, преподает в Школе бизнеса Фукуа Университета Дьюка, автор книг «Entrepreneurial You, Reinventing You» и «Stand Out».