Шесть приемов глухих людей, которые помогают общаться в онлайне | Большие Идеи

? Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Шесть приемов глухих людей, которые помогают общаться
в онлайне

Чему глухие и слабослышащие могут научить всех остальных в области виртуальных коммуникаций

Авторы: Сабина Наваз , Роберта Кордано

Шесть приемов глухих людей, которые помогают общаться в онлайне
HBR Staff/Getty Images

читайте также

Нам нужны новые параметры экономики

Умар Хак

Какие задачи удалось реализовать Мариссе Майер на посту гендиректора Yahoo, а какие — нет

Крис Йех

Как импакт-инвесторам подготовиться к следующему кризису

Майя Уинкелстайн

Опасные стратегии «новых гигантов»

Раман Ананд

Через несколько месяцев удаленной работы из дома многие из нас обнаружили, что ежедневные виртуальные встречи буквально высасывают энергию. Нам трудно поддерживать непрерывность работы, связь и согласованность всех действий. Мы говорим или слишком мало, или слишком много, без нужды повторяясь. Наше внимание рассеяно, и мы не можем настроиться на работу. Нам не приходится переходить из одной переговорной в другую на очередную встречу, и это однообразие нервирует и заставляет скучать.

Но мы теряем больше, чем просто интерес. Отсутствие физического взаимодействия с коллегами означает отсутствие невербальных данных. Когда обзор сужается до маленьких прямоугольников на экране, мы теряем перспективу. Все это влечет за собой высокие издержки. В условиях нехватки важных сигналов и работы в более тесном пространстве мы тратим на коммуникации больше времени, однако осмысляем меньше.

Никого не удивить непрекращающейся чередой встреч, однако их проведение в виртуальном пространстве требует других навыков. Видеовстречи не должны быть лишены удовольствия и живости. Мы можем организовать лучшие онлайн-коммуникации, применив уроки групп людей, пользующихся ими ежедневно, особенно глухих и слабослышащих.

Для коммуникаций нужны двое: тот, кто говорит, и тот, кто слушает. Выразить себя можно множеством способов, слушать тоже можно по-разному. Из необходимости сообщество глухих людей разработало более широкий набор стратегий и инструментов коммуникаций, чем тот, которым пользуются в повседневном общении слышащие люди. Воспользовавшись этими приемами, мы можем сократить время, требующееся на коммуникации, и избавиться от недопонимания.

Один из авторов этой статьи, Сабина, работает консультантом руководителей высшего звена, среди которых есть несколько глухих, а еще один автор, Роберта (Бобби), — президент Галлодетского университета и сама глухая. Мы научились без проблем общаться друг с другом. Разработанные нами методы можно применять для более эффективных коммуникаций в виртуальном пространстве, в том числе во время видеовстреч, с любыми людьми, независимо от того, насколько хорошо они слышат.

Не спешите

Во время видеовстреч следите за глазами участников. Во время наших совещаний Сабина делает паузу, когда Бобби опускает глаза, чтобы сделать заметки. Когда Бобби отводит глаза в сторону, это сигнализирует о необходимости сделать паузу, чтобы она могла записать основные мысли и сохранить информацию для следующей встречи. Следя за глазами и понимая, когда и где человек отвлекается, мы можем регулировать темп совещания. Визуальная информация усиливает восприятие на слух, позволяя корректировать уровень восприятия и реагировать на возможные отвлекающие факторы. Снизив темп, мы даем возможность каждому участнику обработать вербальную информацию и усвоить основные мысли, прежде чем переходить к следующему выступающему или теме. Темпом легче управлять, когда участников меньше и встречи короче.

Культивируйте сотрудничество, а не конкуренцию

Звук на компьютере не позволяет людям говорить одновременно. Во время первой личной встречи Сабины с группой глухих людей они сидели на террасе у Бобби. Внезапно одна из участниц начала топать ногой. Сначала это вызвало удивление, но вскоре стало понятно, что так она пытается привлечь внимание остальных. В виртуальном мире можно применить аналогичный метод для случаев, когда участники хотят взять слово. Назначить фасилитатора и договориться поднимать руку, на видео или в приложении для проведения видеоконференций, когда кто-то хочет высказаться, — один из способов. Фасилитатор может периодически объявлять порядок выступлений. Установив протокол и следя за тем, чтобы люди не говорили одновременно, вы позволите высказаться большему числу участников, и все будут вовлечены полностью и в равной степени.

Увеличьте изображение, чтобы привлечь внимание

Сабина поставила перед собой цель на каждой встрече с Бобби учиться новому жесту. Бобби показывает что-то простое вроде «да», и Сабина повторяет за ней. Но когда Сабина повторила жест «пожалуйста», Бобби указала на то, что видео Сабины было настроено на слышащего человек, и нижняя часть жеста — ниже груди — не видна. Язык телодвижений передает важный процент наших мыслей. Значительная его часть теряется, когда мы показываем на видео только свою голову и шею. Представьте, как бы выглядели личные встречи, если бы большая часть нашего туловища находилась ниже уровня стола. Возможно, это эффективная стратегия для покера, но не для совещания. Скорректируйте угол камеры, подъем экрана ноутбука и расположение стула, чтобы вас было видно от макушки до пояса. Позволяя видеть язык телодвижений, мы делаем свою мысль более понятной аудитории. Бонус: встречи проходят быстрее, когда наши руки видны в камере, что способствуют полному присутствию и не дает отвлекаться на устройства.

Используйте невербальный язык для повышения вовлеченности

Глухим людям утомительно переключаться в течение дня с английского на язык жестов. Аналогично многие считают, что видеоконференции, идущие одна за другой, требуют повышенной выносливости. Преднамеренное управление разговорами облегчает участие в них, максимально повышает вовлеченность и минимизирует усталость для всех. Во время видеозвонков пользуйтесь жестами стратегически. Чем больше люди вовлечены, тем лучше включать в разговор визуальные сигналы, о которых договорились заранее. Как мы уже говорили, поднимайте руку, прежде чем высказаться. На встречах, где Сабина выступает фасилитатором, участники договариваются поднимать большой палец, если хотят сказать «да», и два больших пальца в значении «согласен», «плюс один» или «отличная идея». Все улыбаются, когда на высказанную идею все реагируют двумя поднятыми пальцами. Дополняя слова жестами, вы обогащаете свою мысль, улучшаете понимание, экономите время и способствуете подъему энергии. Эти жесты не вызывают нервозность, а уменьшают напряжение и обеспечивают поддержку.

Используйте чат для разъяснений

Большинство из нас (не только глухие или слабослышащие) или не осознают, что что-то упускают в разговоре, или не признают этого. Окно чата может служить инструментом добавления информации, если вы осознали, что что-то подобное происходит на вашей встрече. Когда вы используете дополнительную информацию, слова со сложным написанием, акронимы или непривычные слова, пишите их в чат. Это облегчит восприятие, избавит от непонимания или повторений.

Оденьтесь оптимальным образом

Сурдопереводчики избегают пестрых расцветок и надевают одежду цветов, контрастирующих с цветом их кожи. Это помогает более четко видеть жесты. Точно так же во время видеосвязи яркие узоры раздражают и мешают видеть жесты. Если вы намеренно выбираете одежду, приятную для глаз, и уделяете внимание фону за спиной, то создаете атмосферу профессионального присутствия, повышающую настроение.

Пытаясь сориентироваться в новых нормальных условиях с помощью непредсказуемых и незнакомых методов, мы можем многому научиться у тех, для кого эти стратегии уже проверены временем: глухих и слабослышащих. Внедряя визуальные подсказки и контролируя темп встреч, мы превращаем коммуникации в процесс сотрудничества, одновременно демонстрируя эмпатию по отношению к коллегам. А разделяя ответственность за эффективность коммуникаций, мы распределяем задачу и преумножаем результат.

Об авторах

Сабина Наваз (Sabina Nawaz) — коуч, консультирует топ-менеджмент компаний, входящих в список Fortune 500.

Роберта Кордано (Roberta J. Cordano) — президент Галлодетского университета, ведущего учебного заведения для глухих и слабослышащих студентов. Она выросла с глухими родителями и принадлежит к числу первых глухих женщин, получивших в США степень в области юриспруденции. Занимала должность помощника генерального прокурора штата Миннесота.