Три принципа, которые помогут рассказать историю в видео
Андрей Скворцов , Наталья ЖуравлеваОт редакции. Мы продолжаем серию публикаций о правилах создания обучающих видео для корпоративных целей, написанную создателями образовательного видеосериала для HR-специалистов — «HR4HR». Первую часть этого руководства, рассказывающую о том, какой должна быть длина обучающих роликов, можно прочитать здесь.
Самый, вероятно, известный в мире педагог по драматургии, Роберт Макки — среди его учеников несколько десятков лауреатов премии Оскар за лучший сценарий, а также авторы этой статьи — пишет в своей книге «История на миллион долларов», что «проблему (завязку) надо показывать как можно раньше, но не ранее, чем момент для этого созрел» («момент созрел, когда объяснено, в каком мире и времени происходит действие). Исследования, анализирующие связь сценариев и кассовый успех фильмов, тоже указывают на важную роль «ранней завязки».
Это важнейший принцип драматургии — своевременное, не затянутое появление Проблемы. Драматургия — это то, что делает контент интересным, превращает набор фактов в поучительную историю. В этой статье мы расскажем о трех принципах драматургии, которые важны для создания обучающего ролика.
Итак, первый принцип — понимание проблемы. Чем скорее зритель осознает, зачем он смотрит ролик, то есть какую проблему там пытаются решить, тем лучше. Некоторые педагоги считают, что их лекции, как бы скучны они не были, решают проблемы студентов с зачетом и экзаменом, и в некотором смысле они правы — но такие лекции едва ли будут слушать те, кому экзамен сдавать не надо.
Лучшие лекторы всегда заботятся о «проблематизации», даже в фундаментальных науках. Историки Андрей Зубов и Эдвард Радзинский обязательно объяснят, почему нам сегодня важен тот или иной исторический эпизод. Астрономы Сергей Попов и Владимир Сурдин решают проблемы далекого будущего нашей планеты (или не очень далекого, если речь идет о летящих к нам астероидах). Биологи Василий Ключарев и Илья Колмановский и вовсе говорят о проблемах человека сегодняшнего дня. Если же речь идет об обучении практическим навыкам, то без проблематизации просто невозможно.
Художественный фильм длится в среднем 120 минут, и, как правило, проблема героя становится ясна не позже, чем через пять минут после начала, — это примерно 4% хронометража. Длительность наших роликов 12—22 минуты, а значит, не позднее, чем в конце первой минуты, проблема должна быть четко и осязаемо представлена зрителю. Но как именно показать проблему?
Для этого мы используем второй важнейший принцип драматургии — принцип конкретики. Любой хороший драматург начинает работу над сценарием со сбора материала — поиска конкретики: фактов, историй, цифр, деталей того мира, где происходит действие.