Как создавать обучающие видео
Андрей Скворцов , Наталья ЖуравлеваОт авторов. В 2020 году вышел образовательный видеосериал для HR-специалистов — «HR4HR», созданный на основе опыта Сбербанка. По просьбе renchen.ru мы, авторы этого сериала, рассказали о том, какие задачи нам пришлось решать во время работы над каждой серией, и о том, какие выводы мы из этого сделали. Мы надеемся, что благодаря этой серии статей читатели получат полное руководство по созданию обучающих видео.
Часть первая: какой длины должны быть видео
Первым вопросом, который вызвал в нашей рабочей группе жаркие споры, стал вопрос о хронометраже роликов. Тут было два аргументированных мнения: «около 8—10 минут» и «любой». Рассмотрим аргументы в пользу каждого из этих вариантов, а про наше решение расскажем в конце.
Аргументы за «8—10 минут»
1. Существует много исследований, которые указывают именно на эту длину обучающих видео как на оптимальную. Самым грандиозным и самым цитируемым на сегодняшний день является анализ (1) 6,9 млн просмотров обучающих видео, расположенных на четырех EdX платформах крупнейших университетов (в том числе MIT, Гарвард и Беркли). Анализировались логи на серверах и высчитывалась вовлеченность студентов-зрителей. «Вниманием» считалось продолжение просмотра видео, а «потерей внимания» — три события: студент параллельно открывал другую интернет-страницу, студент закрывал или останавливал видео, видео заканчивалось само. Фильтровались просмотровые сессии короче пяти секунд.
В результате максимальным (практически не снижающимся с самого начала, около 100%) внимание было до 9-й минуты, к 12-й минуте ролики так или иначе переставали смотреть примерно в 40% просмотровых сессий, до 40-й минуты видео досматривали лишь в 20% случаев.
Интересно, что в этой же работе анализировались и некоторые качественные характеристики: например, видео с крупным планом лектора смотрели лучше, чем видео с общим планом за кафедрой (такие ролики в среднем к 12-й минуте теряли 60% аудитории), а видео в так называемом стиле академии Хана (когда педагог рисует что-то на доске в процессе рассказа) смотрели в среднем лучше, чем видео со слайдами.
2. Образовательные платформы типа Coursera или Masterclass стараются не делать длинных видео, а разбивать курс на части как раз по 8—15 минут. Крис Боубел, медиа-директор программы дистанционного обучения MIT, рекомендует членить видео на эпизоды по 2—3 минуты, а между ними устраивать интерактив или тесты.
3. В копилку аргументов за «8—10 минут» можно добавить и рассуждения о том, что чем короче, тем лучше (время — невосполнимый ресурс). Деление видео на дробные части, посвященные конкретному вопросу, позволяет учиться во время спонтанных пауз (транспорт, ожидание встречи, приготовление еды) и именно тому, что полезно или интересно прямо сейчас.
Аргументы за «любую» длительность