
читайте также
Брайан был восходящей звездой в своей компании. Он сменил несколько должностей в составе высшего руководства и вскоре был назначен руководителем подразделения, подчиняющегося непосредственно генеральному директору. Но примерно через два года работы на этой должности, несмотря на отличные финансовые результаты, начальник неожиданно его уволил. Брайану сказали, что компания стремится стать более открытой, вовлеченной и международной, а агрессивный стиль руководства Брайана не отражает этих ценностей.
Как и большинство амбициозных руководителей, столкнувшихся с неудачами в карьере, Брайан пережил период шока, отрицания и неуверенности в себе. Ведь раньше он никогда не терпел неудач в работе. Было трудно смириться с тем, что он не так хорош, как ему казалось. Он расстроился и разозлился еще и из-за того, что начальник не дал ему шанса проявить себя. Однако в конце концов он понял, что не в силах изменить принятое решение, и решил двигаться дальше. Никто из работающих на него людей не возражал против его увольнения, поэтому ему очень захотелось понять, как воспитать лояльность у будущих сотрудников.
Через несколько месяцев крупная компания по производству запчастей для промышленного оборудования впечатлилась неоспоримой работоспособностью Брайана и его умением достигать финансовых показателей; его пригласили на должность руководителя подразделения. Эта должность была ниже предыдущей, но он решил согласиться, чтобы поэкспериментировать с различными способами работы и руководства, научиться лучше контролировать свои эмоции и сплотить вокруг себя команду. Это решение принесло свои плоды. Менее чем через три года другая компания — на этот раз из списка Fortune 500 — наняла его на должность генерального директора. За семь лет работы на этом посту он удвоил доходы компании и создал культуру, в которой инновации сочетались с сильным фокусом на эффективность производства и результаты деятельности.
Конечно, не каждый может пройти путь от безработного до руководителя крупной компании. Но за более чем 30 лет исследований и консультаций с клиентами из числа руководителей мы пришли к выводу, что один урок из истории Брайана применим практически ко всем. Даже серьезная неудача в карьере может стать трамплином к успеху, если вы правильно отреагируете на нее. Чтобы осуществить такой кардинальный поворот, как у Брайана, нужно сосредоточиться на нескольких ключевых задачах: определите причину поражения, наметьте новые пути и воспользуйтесь подходящей возможностью, когда она окажется в пределах вашей досягаемости.
Выясните, почему вы потерпели неудачу
Мы опросили сотни руководителей, которых уволили, сократили или обошли при продвижении по службе (в результате слияний, реструктуризации, конкуренции за высшие должности или из-за личных проблем). Часто мы видим, что они проходят классические стадии горя, которые в свое время определила психиатр Элизабет Кюблер-Росс. Сначала наступает шок и отрицание произошедшего, далее идет гнев на компанию или босса, торг за свою судьбу, а затем длинный период зализывания ран и вопросов к себе, смогу ли я когда-нибудь вернуть себе уважение коллег и коллектива. Многие так и не доходят до стадии «принятия».
Как выяснили социальные психологи в ходе исследований, проводившихся на протяжении десятилетий, отчасти это объясняется тем, что люди, добившиеся высоких результатов, обычно приписывают себе слишком много заслуг в своих успехах, а за провалы слишком сильно винят внешние факторы. Это тип атрибутивного предрассудка, который защищает самооценку, но также препятствует обучению и росту. Люди фокусируются на ситуативных факторах или политике компании, вместо того чтобы изучить свою собственную роль в возникновении проблемы.
Кто-то обращается к окружающим за честным непредвзятым мнением, но большинство — к сочувствующим друзьям, членам семьи и коллегам, которые укрепляют самооценку спрашивающего («Ты заслужил эту работу») и подпитывают ощущение произошедшей несправедливости («Ты имеешь полное право злиться»). Это мешает им задуматься о собственной вине и освободиться от деструктивного поведения, которое сбило их с пути. Такое поведение также может привести к тому, что они перестанут прилагать усилия и не будут ничего ожидать от работы в будущем.
Те, кто восстанавливается после карьерных фиаско, используют совершенно иной подход. Вместо того чтобы погрязнуть в печали или обвинениях, они активно изучают, как они сами способствовали возникновению проблемы, они критически оценивают, правильно ли они определили ситуацию и адекватно ли отреагировали, и думают, что бы сделали по-другому, если бы представилась такая возможность. Они также собирают отзывы самых разных людей (включая начальников, коллег и подчиненных), давая понять, что им нужна честная обратная связь, а не утешение.
У Брайана, например, было несколько откровенных и довольно болезненных разговоров со своим начальником, непосредственными подчиненными и доверенными коллегами, в ходе которых он выяснил, что он приобрел репутацию трудного человека, не всегда контролирующего свои эмоции, что вредило карьерному росту.
Рассмотрим Стэна, старшего партнера в небольшой консалтинговой компании, которая планирует выход на мировой рынок. Будучи ярым сторонником плана развития, Стэн надеялся возглавить новый лондонский офис компании. Когда вместо него выбрали другого партнера, Стэн возмутился. Несколько недель он размышлял, а затем решил действовать. Он назначил встречи один на один с членами правления компании. В начале каждой встречи он объяснял, что не пытается отменить решение, он просто хочет понять, почему это решение было принято. Он старался, чтобы в его голосе не было горечи, он не отзывался плохо о процессе или вовлеченных в него людях. Его тон был уверенным и доброжелательным, Стэн выражал готовность учиться на своих ошибках.
В результате члены правления постоянно давали ему полезные комментарии. Они считали его агрессивность преимуществом в Соединенных Штатах, но беспокоились, что она может помешать привлечению новых клиентов и управлению офисом в Великобритании. Его первоначальная реакция была защитной. («Никто не возражал против моей агрессивности, когда она приносила большие контракты», — подумал он.) Но он сдержал эти чувства и быстро оценил откровенность собеседников. «Не то чтобы они просили меня измениться, — размышлял Стэн, — но они ясно дали мне понять, что мой стиль мешает мне воспользоваться этой возможностью».
Определите новые пути
Следующий шаг — объективно оценить потенциал превращения вашего поражения в победу, будь то другая роль в вашей организации, переход в новую компанию или даже в другую отрасль или смена сферы деятельности.
Переосмысление и рефрейминг потерь в возможности требует серьезных размышлений о том, кто вы на самом деле и чего хотите. Исследования показывают, что стремление уйти от действительности является распространенной реакцией на срыв в карьере: люди могут отправиться в путешествие, чтобы отвлечься от проблем, погрузиться в работу, начать слишком много пить или есть, избегать обсуждения своих мыслей и планов с семьей и друзьями. Хотя такое поведение может дать вам возможность и время разобраться во всем, оно редко приводит к продуктивному переходу. Гораздо эффективнее заняться целенаправленным изучением всех имеющихся вариантов.
Переосмысление потерь и их рефрейминг в возможности требует серьезных размышлений о том, кто вы на самом деле и чего хотите.
Конечно, новые возможности обычно открываются не сразу, и в первые дни после неудачи бывает трудно разглядеть их сквозь туман гнева и разочарования. Исследования, проведенные Уильямом Бриджесом, экспертом по управлению изменениями, подчеркивают напряжение, которое испытывают люди, разрываясь между тем, чтобы держаться за свои нынешние представления и ожидания, и тем, чтобы отпустить их. Руководители, которых мы консультировали, описывают это как вхождение в «сумеречную зону»: статус-кво был неотвратимо нарушен, но пока неясно, как будет выглядеть успех в будущем.
Именно поэтому полезно найти время, чтобы проверить несколько идей о том, что делать дальше. Один из вариантов — поговорить с консультантом по карьерному росту или пройти терапию, как для уточнения целей, так и для работы над личностным развитием. Другой вариант — взять отпуск на работе, чтобы поучиться чему-то или попробовать свои силы в стартапе или некоммерческой организации. Небольшая пауза может позволить вам найти новый смысл в случившемся провале.
Вспомните, как отреагировал Брайан, когда его уволили с должности руководителя подразделения: он начал рассматривать должности более низкого уровня, которые позволили бы ему изменить свой стиль руководства. Или посмотрите на случай с Полой, с которой мы познакомились, изучая устойчивость руководителей компаний, занимающихся онлайн-рекламой и участвующих в реструктуризации. Когда новый генеральный директор ее высокотехнологичной компании приступил к реорганизации, Пола чувствовала себя в относительной безопасности, поскольку возглавляемое ею европейское подразделение выполняло или превышало плановые показатели на протяжении 11 кварталов подряд, а сама она за пять лет трижды получала повышение. Но затем она узнала, что ее должность будет ликвидирована.
Сначала Пола обвиняла всё и вся — от политики компании до неспособности босса защитить ее и ее команду. Затем, через три месяца после объявления, наступил ее последний день. У нее не было ни планов, ни желания что-то планировать сразу после провала. Вместо этого она потратила некоторое время на анализ своей жизни и карьеры. Она обратилась к друзьям и деловым партнерам — «не для того, чтобы пообщаться» (по ее словам), а чтобы получить новое видение и совет для обдумывания своих целей. Она размышляла над каждым разговором, делала заметки и в итоге вывела то, что назвала «четырьмя темами моей следующей работы»: выводить на рынок новые продукты (а не перезапускать американские продукты в других регионах), лично взаимодействовать с клиентами, работать в компании с уникальным ценностным предложением и иметь коллег, которые ей нравятся и которым она доверяет. Затем Пола направила свой поиск работы на достижение этих целей.
Воспользуйтесь подходящей возможностью
После того как вы определили возможные дальнейшие шаги, настало время выбрать один из них. Надо сказать, это может пугать, особенно если вы отправляетесь на неизведанную территорию. Переосмыслить свою профессиональную идентичность — это одно, а воплотить ее в жизнь — совсем другое. Однако помните, что вы не оставили все свои навыки и опыт на прошлой работе, вы также получили уроки, извлеченные из неудач. Возможно, вы качественно пересмотрели свое определение успеха.
Исследования, проведенные нами совместно со специалистом по карьере Дугласом (Тимом) Холлом, показывают, что потребности и приоритеты могут кардинально меняться с течением времени — когда рождаются, вырастают или съезжают дети, после развода или смерти родителей, когда в середине жизни угасают юношеские мечты и появляются новые, когда перспективы и навыки устаревают и появляются новые задачи для роста. Поэтому выбор правильной возможности во многом зависит от того момента, когда вы оказались в поиске.
История Полы — яркий тому пример. Список «обязательных вещей» привел ее к тому, что она прошла собеседование и согласилась на более высокую должность вице-президента по международным продажам в небольшой компании, работающей в той же отрасли. Работа находилась в европейском городе, где она уже жила и хотела остаться.
Брайан, напротив, сделал большой шаг вниз по карьерной лестнице, но воспользовался этой возможностью, чтобы научиться быть лучшим руководителем. Он понял, какие триггеры заставляли его вести себя непродуктивно в прошлом, и разработал стратегии преодоления. Например, вместо того чтобы сразу же набрасываться на подчиненных за «промахи» в работе, он научился лично обсуждать проблемы с соответствующими руководителями. После небольшой практики взвешенный подход стал казаться ему более естественным.
Другой пример — Брюс, старший менеджер по информационным технологиям в нью-йоркском банке, пережившим слияние. Он сохранил работу после сделки, но был потрясен, проиграв в борьбе за пост директора по ИТ в объединенной компании. Он остался на работе после интеграции, но после года переосмысления своих личных и карьерных целей и рассмотрения различных вариантов работы переехал с семьей в Остин, штат Техас, и присоединился к небольшой айти компании, которая стала очень успешной. Что не менее важно, он также стал находить время для тренировок футбольной команды двух своих детей и для игры на гитаре в местной рок-группе.
Как Пола и Брайан, Брюс серьезно подошел к оценке самого себя после неудачи, а затем начал уверенно действовать. Он переехал в новый город, нашел работу в новой отрасли, которая позволила ему не только восстановиться, но и успешно развиваться.
Для руководителей, решивших остаться у своих работодателей, самым значительным изменением может стать новый образ мышления или новый интерес. Именно это произошло со Стэном в консалтинговой компании. Получив более четкое представление о том, как его воспринимают коллеги, он принял свою роль «заклинателя дождя», лучше оценив доход, статус и привилегии, которые с ней связаны. Он также нашел новый источник удовлетворения и достижений: стал наставлять молодое поколение талантливых сотрудников в том, как привлекать больше клиентов.
Подобное изменение мировоззрения требует не меньше энергии, чем смена компании или работы. Если вы не можете с новыми силами погрузиться в текущую работу, как это сделал Стэн, возможно, вы решите направить больше усилий на семейную жизнь, волонтерство или хобби, понимая, что насыщенная личная жизнь может компенсировать отсутствие первого места в вашей команде или организации. Мы все осознаем важность психологической устойчивости и способности адаптироваться, когда речь идет об успехе в карьере. Но эти качества не всем даются легко и естественно, поэтому так полезно знать четкие шаги, которым можно следовать после неудач. Изложенный здесь подход поможет превратить гнев и неуверенность в себе, связанные с неудачей, в радостное волнение перед новыми возможностями.
Версия этой статьи была опубликована в октябрьском номере Harvard Business Review за 2014 год.