читайте также
Инновации начинаются с новых или необычных идей. Последние 20 лет наша работа со множеством мировых брендов заключалась в том, чтобы помочь им найти очередной «хит». На первой стадии совместной работы всегда выясняется, что хороших идей у компании вдоволь. Придумать что-то — не проблема. Загвоздка в том, чтобы находить нечто радикально новое — и так год за годом.
Из бесед с более чем тремястами руководителей в 2008 и 2009 годах выяснилась главная для них проблема: требуется некий механизм инноваций, чтобы постоянно выдавать конкурентоспособный продукт. Иными словами, нужен источник революционных идей, которые помогут компании взлететь к небывалым высотам, освоить новые рынки, привлечь неосвоенные источники дохода.
Но в глобальном, пронизанном взаимодействиями мире все труднее отыскивать радикально новые идеи. Понимая проблему, мы решили проанализировать наиболее полезные навыки в этой области, которые обнаружили у наших клиентов — компаний и их руководителей. Вот пять ключевых подходов, с помощью которых вы обнаружите еще неоткрытые миры.
- Развивайте креативное недовольство. Лучших корпоративных интрапренеров не устраивает статус-кво. Даже в хорошие времена при высоких доходах, когда и клиенты ублажены, и ежеквартальные показатели на самом высоком уровне, эти интрапренеры все равно беспокоятся. И им просто необходимо это креативное беспокойство. Это не ворчание, не гнев, не какое-либо негативное эмоциональное состояние: это беспокойство, вызванное покоем. Когда такой творческий лидер ощущает неудовлетворенность, он начинает задавать серьезные вопросы и требует от себя и от окружающих: ищите большие и новые идеи! Креативное беспокойство можно направленно вызывать, задавая провокационные вопросы. Дерзкие вопросы вынуждают людей покидать зону комфорта и отправиться на поиски решений, о которых они и не думали. Представим, к примеру, что вы работаете в энергетическом секторе и задаетесь вопросом о том, какие предлагаются рискованные инвестиции с большой вероятностью провала, но и с обещанием глобального прорыва, если это направление окажется успешным. Или же: как на 80% увеличить эффективность освещения и вентиляции помещения? На такие вопросы нелегко найти ответ в стенах своей компании. Задайте их — и ваши лучшие специалисты отправятся искать ответы туда, куда до сих пор не заглядывали.
- Конвергенция идей. Не сливаются ли воедино две сферы деятельности? Условия игры в бизнесе меняются в результате конвергенции — процессу, размывающему границы между отраслями, компаниями, рынками, географическими областями и опытом разных клиентов. В результате появляются новые возможности обслуживать нужды клиентов и повышать воспринимаемую ценность товара. Например, совершенно новая отрасль появилась в результате конвергенции косметики и товаров личного ухода с фармацевтикой — космецевтика. Эта отрасль стремительно развивается благодаря прогрессу химии и биотехнологий. Сейчас с помощью лекарств и косметической терапии удается решить ряд проблем, которые прежде требовали хирургического вмешательства. Конвергенция управляется тремя ключевыми факторами: технологиями, конкуренцией и спросом. Каждый из этих факторов напрямую влияет на конвергенцию, а косвенно все три влияют друг на друга. Конвергенция вызывается новыми формами конкуренции, как внутри отрасли, так и между отраслями, поскольку границы между отраслями рушатся. Суть конвергенции не в том, чтобы механически сочетать идеи или технологии: прежде всего это особый талант руководства, благодаря которому организации удается верно спланировать свое будущее.
- Ищите поворотные моменты. Все меняется со временем, и люди и системы в том числе. Изменения порождают шанс для инноваций, и когда их накапливается сверх меры, то открываются принципиально новые направления — это и есть поворотный момент. От телевидения к интернет-вещанию, от электронной почты к социальным сетям, от общественных библиотек к Википедии, от врачей-специалистов к семейному доктору — все это примеры поворотных моментов. Apple создала новый бизнес — розничную продажу развлекательного контента в сети. Amazon — такой же поворотный момент в конкуренции виртуальных розничных продаж с магазинными. Ныне YouTube и Netflix в свою очередь готовят поворотный момент в индустрии производства развлечений: новые, оригинальные каналы онлайн-видео. Те компании, которые успевают вовремя заметить революционное движение в своей отрасли, угадывают, что станет поворотным моментом и какие радикальные идеи вызовут этот поворот. Такие ситуации не складываются за ночь, можно уловить, как они постепенно готовятся, можно научить людей искать и готовить такие моменты. Некоторые наши клиенты открыли курсы и колледжи инноваций и учат своих руководителей и наиболее ценных специалистов видеть поворотные моменты, а также прививают им остальные четыре навыка, о которых мы здесь говорим. Предлагаются тренинги и структурированные программы работы и обучения, в результате которых люди достигают определенного уровня — нечто вроде зеленых и черных поясов для участников «Шести сигм». Определив поворотный момент, эти руководители и специалисты начинают искать радикально новые идеи и готовить бизнес-предложения для совета директоров. Чем скорее поворотный момент будет вычленен, тем больше времени останется на стратегический выбор между несколькими революционными идеями и на осуществление очередной великой инновации.
- Отметайте устаревшее. Большинство организаций поощряет освоение новых технологий, приемов и методов, потому что это способствует появлению радикально новых идей. Но более всего инновациям препятствует не отсутствие новых методов, а неумение расстаться со старыми. Нужно выявлять и устранять устаревшие организационные уставы и границы, и тогда к свету прорвутся новые идеи — а те компании, которые цепляются за свои обычаи, могут при этом оказаться на обочине. Многие из крупнейших глобальных компаний возникли благодаря тому, что застаревшие представления подверглись пересмотру. Пока было твердо известно, что ни один человек не станет платить за чашку кофе более двух долларов, Starbucks был немыслим. Когда ортодоксальные представления подвергаются пересмотру, становится ясно, что нужно изменить в существующих парадигмах, чтобы улучшить бизнес-модель, свою продукцию, услуги, производственный процесс, повысить степень удовлетворенности клиентов или репутацию бренда. Никто не просит вас бросать вызов законам природы — но те ограничения, которые издавна стали привычными для бизнес-модели, работы в этой отрасли, системы привлечения клиентов или способа доставки или обслуживания, время от времени следует пересматривать. Также нужно думать, каким образом создается дизайн продукта, как он производится и в дальнейшем обслуживается и какую пользу извлекают из него клиенты.
- Экономный подход. Экономный подход к инновациям предполагает способность удовлетворить доселе неохваченные потребности большого количества внутренних и внешних клиентов, не понеся при этом излишних расходов. К экономному мышлению нас побуждает ограниченность времени и ресурсов: даже исполнение рутинных обязанностей требует от человека экономного и творческого подхода. Экономного — не значит скупердяйского. Времени, денег, ресурсов у нас на каждый день в обрез, а потому нужно искать умные и креативные инновации.
Стартапы преуспевают постольку, поскольку изначально мыслят экономно и во время роста остаются столь же гибкими и изобретательными. Но даже в большой компании талантливые новаторы проявляют природный дар думать на ходу, удачно привлекать внутренние и внешние ресурсы, а также вести за собой. Многие западные компании сразу же задают себе установки: каким должен быть новый продукт, как он будет продаваться и в какой упаковке. Интрапренеры должны вовремя отвечать на подобные вопросы и бросать им вызов.
Научите свое руководство и лучших специалистов этим пяти навыкам, и у вас никогда не иссякнут инновации. Применяйте эти навыки на практике — и вы увидите, как обостряется критическая и творческая мысль и как появляются радикально новые возможности, меняющие правила игры.
Читайте по теме: