Обратные инновации начинаются с обучения | Большие Идеи

? Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Обратные инновации начинаются
с обучения

Традиционно международные компании разрабатывали инновации в развитых странах, а конечную продукцию продавали в бедных. Обратная инновация — это процесс наоборот, когда новые товары разрабатываются в развивающихся странах, а продаются в развитых.

Авторы: Виджей Говиндараджан , Шрикантх Шринивас

читайте также

Сила благодарности

Экерт Роберт

Управление поставками. Перезагрузка

Аллан Лайал,  Пьер Мерсье,  Стефан Гштеттнер

Джетлег не должен испортить вам командировку

Кристофер Барнс

Неэтичное дело: почему конкуренция приводит к плохим поступкам коллег

Крити Джейн

Традиционно международные компании разрабатывали инновации в развитых странах, а конечную продукцию продавали в бедных. Обратная инновация — это процесс наоборот, когда новые товары разрабатываются в развивающихся странах, а продаются в развитых. Так как общемировой экономический рост на две трети обеспечивается именно развивающимися странами, обратные инновации — один из факторов, способствующих этому росту, что очень важно для глобального рынка. А также для сегодняшних студентов, разработчиков и инженеров.

Выпускники технических университетов обычно хорошо умеют решать сложные задачи. Но что, если на самом деле им попробовать не решать данные проблемы, а самим их отыскать? Если они зададут себе вопрос: «Как нам разрабатывать новую продукцию так, чтобы решить ряд проблем, существующих в мире?», то, возможно, смогут найти себе новые интересные идеи.

Ряд высших учебных заведений уже мыслит в этом направлении. В начале этого года я ездил по приглашению Центра технологии и дизайна (или Центр Тата) и факультета машиностроения в Массачусетский технологический институт (MIT) прочитать лекции студентам о моих исследованиях по теме обратных инноваций. Центр Тата специализируется на исследованиях и разработке практических решений реальных проблем для бедных общин в Индии. В данный момент они занимаются созданием низкозатратных и высокопроизводительных технологий, которые будут востребованы не только в Индии, но и по всему миру.

Похожие лекции по теме обратных инноваций я читал недавно в Университете штата Алабама для студентов технических специальностей. Они уже знали мою книгу «Reverse Innovation». В последующие месяцы студенты работали в командах, придумывая новые бизнес-модели, которые смогут помочь в решении реальных проблем, с которыми сталкиваются малоимущие люди по всему миру. Меня эта встреча очень воодушевила. Студенты не просто слушали мою лекцию, они рвались действовать. Один из них сказал мне, что моя работа настолько вдохновила его, что он хочет теперь поехать работать в развивающиеся страны. Из всех лекций, прочитанных за год, именно эта в Университете штата Алабама была самой запомнившейся. (Я даже посмотрел футбольный матч между университетскими командами в качестве бонуса!)

Студенты и в MIT, и в Университете штата Алабама занимаются по-настоящему серьезными проблемами, и остальным вузам стоит последовать их примеру. Ведь только 2 миллиарда человек нашей планеты могут позволить себе товары хорошего качества, а оставшиеся 5 миллиардов настолько бедны, что их нельзя причислять к группе платежеспособных покупателей. Корпорации могут проявить себя, если найдут способы для решения проблем 5 млрд малоимущих по всему миру. Это также означает, что нам придется пересмотреть ряд технологических параметров. Потому что невозможно просто адаптировать то, что уже работает в развитых странах для развивающихся. Мы должны начать все заново. А неминуемые ограничения, связанные с особенностями того или иного рынка, только поспособствуют тому, чтобы высококачественная, но низкозатратная продукция изменит жизнь миллионов людей. И в том числе из развитых стран.

Давайте рассмотрим следующие примеры. Американская компания Harman International Industries, известная своими сверхсложными аудио- и видеосистемами для дорогих автомобилей, разработала кардинально дешевый и упрощенный вариант информационно-развлекательной системы для бюджетных автомобилей, которые могут продаваться в странах с развивающейся экономикой. А затем компания внедрила эту низкозатратную платформу и в модели премиум-класса.

Компания General Electric разработала переносные, простые в употреблении электрокардиографы (ЭКГ) стоимостью всего $800 для сельских районов Индии, в то время как в Америке она продавала для больниц мощные приборы ЭКГ стоимостью $10 000. Теперь подобное оборудование есть и в более богатых странах, что только увеличивает доходы компании.

Чтобы способствовать решению проблем малообеспеченных стран, инженеры должны придумывать новые технологии, которые будут обладать теми же качествами, что и их дорогие эквиваленты, но по более низкой цене. А неизбежные ограничения, с которыми они столкнутся в развивающихся странах, только подтолкнут их к созданию принципиально новых технологий, потому что модификации существующих будет недостаточно. Возможности для развития этого тандема — цены/качества — существуют для самых разных сфер: здравоохранение, рынок жилья, образование, водоснабжение, транспорт. Как только нам удастся создать эти новые технологии, мы сможем применить метод обратных инноваций, чтобы модифицировать уже существующие технологии на рынках развитых стран с добавлением необходимых изменений. Метод обратных инноваций сработает как катализатор для развития новых идей и поможет инженерам создавать передовые технологии мирового значения.

Развитые рынки находятся на перепутье. Можно ограничивать себя рынком, состоящим из 2 миллиардов богатых покупателей, и довольствоваться скромной прибылью. А можно стать новаторами, как в прежние времена, и подарить остальным 5 миллиардам возможность обеспеченного будущего, что приведет к бурному росту и серьезным изменениям в их жизни. Естественно, я проголосую за второй вариант. Американским университетам и не только им стоит организовывать программы, где студенты-технари смогут придумывать и конструировать товары для развивающихся стран.