Бизнес и жизнь | Большие Идеи

? Управление инновациями

Бизнес
и жизнь

Стратегия "голубого океана"

Автор: Елена Евграфова

Бизнес и жизнь

читайте также

Может ли ИИ оставить нас без работы?

Уолтер Фрик

Agile или нет: подходят ли вам гибкие методы управления и работы

Павел Алферов

Цена безопасности

Виба Габа,  Генрих Греве

Три приема, которые помогут продавать по более высокой цене

Дейл Гриффин,  Дэвид Дж. Хардисти,  Томас Аллард

Автор теории голубого океана Чан Ким, объясняя ее суть на семинаре в Москве, привел такой вот житейский пример. Однажды некий студент задал профессору вопрос: «А можно ли воспользоваться этим принципом вне бизнеса? Возьмем мою проб­лему — я не высок, не особенно хорош собой, то есть обычный среднестатистический молодой человек. Девушки же в первую очередь обращают внимание на красивых и спортивных парней, поэтому я не очень-то популярен. Можно ли в этом “океане” найти­ “голубую лагуну”, в которой я буду вне конкуренции?». «Да», — ответил профессор.

Статья Чана Кима и Рене Моборнь «Стратегия голубого океана» была опубликована в нашем журнале в марте 2007-го. Если совсем упростить суть идеи, то она сводится к следующему. Обычно бизнесмены мыслят в парадигме «сделать то, что делают конкуренты, но лучше и дешевле». В итоге конкуренция ужесточается,­ становится чуть ли не кровавой, поэтому и цвет высококонкурентных участков мирового океана бизнеса — алый. Однако совершенно необязательно участвовать в этих баталиях, можно придумать что-нибудь новое и оказаться на волнах голубого океана с абсолютно новым продуктом. Скажем, iPod или iPhone компании Apple — это хорошие примеры освоения просторов голубого океана. Потребители получили не лучшую модель mp3-плеера или мобильного телефона, а другой продукт с иным набором свойств и поэтому стоящий особняком в ряду подобных.

Вернемся к студенту, попросившему совета у Чана Кима. Профессор ответил примерно следующее: «Итак, вы не обладаете выдающимися внешними данными, вы не очень спортивны, ваш папа не миллионер, так что в пределах алого океана вам конкурировать трудно.

Но давайте подумаем о том, что может разочаровывать в этих блестящих молодых людях? По словам девушек, им не нравится их эгоизм. Что еще? Говорят только о спорте или деньгах, не любят серьезное искусство, и умной девушке скучно с такими. Еще они не умеют слушать, быть внимательными и ласковыми. Вот как много всего!» Какими-то из этих дефицитных качеств наверняка обладает тот неказистый студент или может их в себе развить… и оказаться вне конкуренции в зоне голубого океана.

Такой подход может показаться слишком рациональным и даже расчетливым. С другой стороны, глупо отказываться от личного счастья просто потому, что оно добыто при серьезном участии рассудка или даже теории, разработанной для бизнеса. Однако на самом деле как в области знаний, так и в поведенческих привычках нет жестких границ — вот это хорошо для офиса, но бесполезно за его пределами, и наоборот. Тот же эмоциональный интеллект одинаково полезен и в деловых, и в неформальных контактах.

Психология взаимоотношений на работе изучена пока мало, зато семейные пары уже давно в поле зрения ученых. А как утверждают психологи, нередко человек ведет себя сходным образом и на работе, и дома: если он тиранит близких, то и в общении с подчиненным у него не будет гармонии. Известный американский психолог Джон Готтман, который много лет наблюдает семейные пары, утверждает: чтобы отношения сложились — неважно, семейные или деловые, — нужно уметь обращать внимание на хорошее в другом человеке. В первую очередь — на хорошее! Интервью с Готтманом мы публикуем­ в этом номере.

Любой увлеченный своим делом человек будет озадачен вопросом: где заканчивается жизнь и начинается работа, и наоборот? Все, что лежит вне офиса, дает нам много уроков, полезных для офиса, ну а знания, почерпнутые в, скажем, Harvard Business Review, я уверена,­ могут помочь в житейских проблемах.