Бизнес и жизнь | Большие Идеи

? Управление инновациями

Бизнес
и жизнь

Стратегия "голубого океана"

Автор: Елена Евграфова

Бизнес и жизнь

читайте также

«Нам уже неинтересно просто так заниматься бизнесом»

Андрей Лапшин,  Марина Иванющенкова

Трудно прочитать — легче запомнить

Оппенгеймер Дэниел

Виктория Марс: «Омбудсмен — зеркало организации»

Виктория Марс

Искусство точных прогнозов

Тетлок Филип,  Шумейкер Пол

Автор теории голубого океана Чан Ким, объясняя ее суть на семинаре в Москве, привел такой вот житейский пример. Однажды некий студент задал профессору вопрос: «А можно ли воспользоваться этим принципом вне бизнеса? Возьмем мою проб­лему — я не высок, не особенно хорош собой, то есть обычный среднестатистический молодой человек. Девушки же в первую очередь обращают внимание на красивых и спортивных парней, поэтому я не очень-то популярен. Можно ли в этом “океане” найти­ “голубую лагуну”, в которой я буду вне конкуренции?». «Да», — ответил профессор.

Статья Чана Кима и Рене Моборнь «Стратегия голубого океана» была опубликована в нашем журнале в марте 2007-го. Если совсем упростить суть идеи, то она сводится к следующему. Обычно бизнесмены мыслят в парадигме «сделать то, что делают конкуренты, но лучше и дешевле». В итоге конкуренция ужесточается,­ становится чуть ли не кровавой, поэтому и цвет высококонкурентных участков мирового океана бизнеса — алый. Однако совершенно необязательно участвовать в этих баталиях, можно придумать что-нибудь новое и оказаться на волнах голубого океана с абсолютно новым продуктом. Скажем, iPod или iPhone компании Apple — это хорошие примеры освоения просторов голубого океана. Потребители получили не лучшую модель mp3-плеера или мобильного телефона, а другой продукт с иным набором свойств и поэтому стоящий особняком в ряду подобных.

Вернемся к студенту, попросившему совета у Чана Кима. Профессор ответил примерно следующее: «Итак, вы не обладаете выдающимися внешними данными, вы не очень спортивны, ваш папа не миллионер, так что в пределах алого океана вам конкурировать трудно.

Но давайте подумаем о том, что может разочаровывать в этих блестящих молодых людях? По словам девушек, им не нравится их эгоизм. Что еще? Говорят только о спорте или деньгах, не любят серьезное искусство, и умной девушке скучно с такими. Еще они не умеют слушать, быть внимательными и ласковыми. Вот как много всего!» Какими-то из этих дефицитных качеств наверняка обладает тот неказистый студент или может их в себе развить… и оказаться вне конкуренции в зоне голубого океана.

Такой подход может показаться слишком рациональным и даже расчетливым. С другой стороны, глупо отказываться от личного счастья просто потому, что оно добыто при серьезном участии рассудка или даже теории, разработанной для бизнеса. Однако на самом деле как в области знаний, так и в поведенческих привычках нет жестких границ — вот это хорошо для офиса, но бесполезно за его пределами, и наоборот. Тот же эмоциональный интеллект одинаково полезен и в деловых, и в неформальных контактах.

Психология взаимоотношений на работе изучена пока мало, зато семейные пары уже давно в поле зрения ученых. А как утверждают психологи, нередко человек ведет себя сходным образом и на работе, и дома: если он тиранит близких, то и в общении с подчиненным у него не будет гармонии. Известный американский психолог Джон Готтман, который много лет наблюдает семейные пары, утверждает: чтобы отношения сложились — неважно, семейные или деловые, — нужно уметь обращать внимание на хорошее в другом человеке. В первую очередь — на хорошее! Интервью с Готтманом мы публикуем­ в этом номере.

Любой увлеченный своим делом человек будет озадачен вопросом: где заканчивается жизнь и начинается работа, и наоборот? Все, что лежит вне офиса, дает нам много уроков, полезных для офиса, ну а знания, почерпнутые в, скажем, Harvard Business Review, я уверена,­ могут помочь в житейских проблемах.