Среда для инноваций | Большие Идеи

? Управление инновациями

Среда
для инноваций

Нужна среда для возникновения молодых компаний, в которых найдут прибежище люди сложные и яркие.

Автор: Елена Евграфова

Среда для инноваций

читайте также

15 проектов, которые изменили мир

Сюзан Вулф Диткофф,  Эйб Гриндл

Восстание против машин

Марина Иванющенкова

Соблазны инфосферы

Чарльз Хэнди

Вам трудно переживать этот кризис? Попробуйте придумать ритуал

Скотт Беринато

В 1940 году рабочий сборочного конвейера компании Ford Джон Галло был уволен из-за того, что его застукали улыбающимся на рабочем месте. На конвейере Форда рабочим запрещали «напевать себе под нос, свистеть или разговаривать с другими рабочими даже во время обеденного перерыва», пишет в своей книге «Бизнес по правилам и без» бывший редактор Harvard Business Review Алан Веббер. Человек-функция, винтик большой машины — это вовсе не советское изобретение. Любая власть заинтересована в податливом, однородном, хорошо предсказуемом человеческом материале, она карает за любое отклонение от стандарта и формирует человека послушного, скроенного по единому лекалу, без убеждений и принципов.

Чтобы в 1950-х годах получить работу в американских корпорациях, пишет Веббер, нужно было произвести впечатление человека со среднестатистическими вкусами и взглядами. Другое дело, что карьера заурядному человеку заказана в любые времена, но свою яркость лучше не афишировать, надо мимикрировать, подстраиваться под систему. двуличие, правда, разъедает личность, а маска прирастает, зато за принесенные в жертву принципы система вознаграждает высоким статусом и доходами.

Отношение бизнеса к «чудикам» — людям нестандартно мыслящим и нестандартно действующим — стало меняться после финансового успеха компаний из Силиконовой долины. Инновационные прорывы произошли там, где концентрация образованных людей сосуществовала с толерантностью ко всему «иному», например к национальным и сексуальным меньшинствам, другим религиям и духовным практикам, чуждым взглядам и убеждениям, формам искусства и т.д.

Терпимость ко всему непривычному раскачивает устои общества и раздражает обывателей (в Сан-Франциско многие были против, скажем, гей-парадов), зато создает питательную среду для новых идей. Преимущество получает не тот, кто умеет хорошо приспосабливаться, а тот, кто проявляет себя особенно ярко.

Правда, став миллиардерами, некоторые основатели высокотехнологичных компаний передали бразды правления функционерам. В этих компаниях лояльность теперь снова ценится выше новаторства и незаурядности, а градус инновационности постепенно снижается. В одной из своих лекций Юрий Лотман заметил: «Когда мы вырываем из какой-то среды таланты, интеллигентов, представителей культуры, на это место обязательно садится бюрократ и начинает штамповать подобных себе. А через некоторое время мы сами удивляемся: почему земля уже больше не родит, ничего не работает и куда-то подевалась наука».

От бюрократов никуда не деться, главное, чтобы их власть не была тотальной, чтобы была возможность ей противостоять. Нужна среда для возникновения молодых компаний, в которых найдут прибежище люди сложные и яркие. Чтобы круговорот идей не прекращался и не прекращалось развитие.