Что не так с директором по данным в вашей компании | Полезное - только важное и актуальное renchen.ru
Управление инновациями

Что не так с директором по данным в вашей компании

Рэнди Бин , Томас Дейвенпорт
Что не так с директором по данным в вашей компании
Фото: twomeows/Getty Images

Впервые директор по данным (chief data officer, он же CDO) появился в 2002 году в банке Capital One, но организации до сих пор не могут разобраться с этой должностью. Результаты опросов крупных компаний, проведенных фирмой одного из авторов статьи (Рэнди) NewVantage Partners, показывают тренд к распространению этой позиции — с 12% в 2012 году до 68% в 2018 году с небольшим снижением в 2019-м, обязанности директоров по данным остаются неясными. В последнем опросе только 28% респондентов согласились с тем, что позиция «закрепилась и эффективно развивается».

Раньше, когда большинство позиций CDO открывали крупные финансовые учреждения, главной их заботой была защита данных: их безопасность, конфиденциальность, качество и соответствие нормативным требованиям. Однако качество «обороны» трудно оценить с точки зрения эффективности (кроме случаев провалов), и компании все чаще стали ожидать от специалистов по данным эффекта, связанного со стратегией наступления, — более качественного принятия решений, лучшего маркетинга, обслуживания клиентов и монетизации.

Сегодня перед CDO обычно стоит несколько целей, но часто нет единого мнения о том, какие из них наиболее важны. Кроме того, для достижения этих разных целей могут потребоваться существенно разные виды профессионального опыта и навыков. Многим CDO трудно преуспеть во всем, чего от них ожидают.

Свежий опрос от NewVantage наглядно иллюстрирует эту проблему. Респондентам, более половины из которых сами занимают должности директоров по обработке данных, задавали вопрос: каково главное отличительное свойство успешного CDO в их организации. Некоторые ответили, что их организации желают видеть на позиции CDO привлеченного извне инициатора перемен (самый частый ответ), другие нанимают на должность хорошо зарекомендовавшего себя специалиста изнутри компании. Некоторым нужен руководитель бизнеса, который будет отвечать за бизнес-результаты, другим — технологический лидер, а третьи хотят найти компетенции главы отдела аналитики, специалиста по статистике, машинному обучению и ИИ в одном лице. Можно было бы подумать, что все согласны с тем, что CDO несет основную ответственность за любую работу с данными, однако исследования показывают, что это утверждение верно лишь для 40% организаций.

В том числе из-за отсутствия единого понимания сроки пребывания в должности CDO весьма коротки, особенно в таких отраслях, как финансовые услуги, где данные служат источником жизненной силы для организации. В целом, обычно его сменяют через два-три года. Отсутствие ясности в должностных обязанностях, расплывчатые или завышенные ожидания, безусловно, не способствуют долгому сроку службы.

Семь разных должностей

Понимание ожиданий конкретной организации от своего директора по данным и сопоставление этих ожиданий со своими возможностями могут стать для CDO ключом к долгой, плодотворной и счастливой работе. Последние десять лет мы изучали позиции CDO и их обязанности и выделили семь основных типов директоров по обработке данных, каждый из которых настолько отличается от остальных, что одному человеку трудно или даже невозможно успешно справляться со всеми семью. Недавно вступившие в должность CDO могут не знать, какого сочетания из семи ролей от них ожидают, и официальные оценки эффективности часто не проясняют, по каким из них оценивается действующий CDO. Один директор, ознакомившись с семью типами полномочий, написал нам в электронном письме: «Меня оценивают по всем семи, но ставят в заслугу лишь те, что относятся к стратегии наступления».

Представленные ниже первые три роли в основном ориентированы на стратегию наступательных действий, последние четыре больше связаны с оборонительной стратегией. Конечно, некоторые должности директоров по обработке данных представляют собой комбинации этих ролей.

1. Директор по обработке данных и аналитике

CDO в этой роли управляют наукой о данных, аналитикой и иногда применением искусственного интеллекта. Компании из самых разных отраслей, включая General Motors, Walmart, Chase Bank, Partners Healthcare и MetLife, нанимают CDO с таким набором обязанностей, и эта роль становится все более распространенной.

Руководить одновременно управлением данными, наукой о данных и аналитикой представляется разумной комбинацией в рамках одной должности, поскольку данные — ключевой компонент для успешной аналитики и ИИ. А аналитика позволяет организациям использовать данные в целях роста: ее модели помогают таргетироваться, оптимизировать цепочки поставок и принимать лучшие кадровые решения — и ценность CDO становится очевидной. Один CDO, который курировал аналитику и другие функции, поделился с нами: «В других аспектах работы на позиции CDO было просто невозможно добиться заметного прогресса. Слава Богу, у меня была аналитика, на которую можно было положиться».

Тем, кто занимает должность такого типа, требуется опыт применения математических, аналитических и ИИ-методов для решения бизнес-задач. Они также должны быть знакомы с типами информационной среды, которые поддерживают аналитику и ИИ, в том числе с инструментами с открытым исходным кодом, такими как Hadoop для хранения больших данных. С приходом ИИ наука о данных становится все более сложной и динамичной областью бизнеса, и у CDO, принявшего на себя ответственность за это, редко остается время на другие сферы.

2. Директор-предприниматель

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи