Идеи для лидера: борьба с перегрузками и появление суперработников | Большие Идеи

? Тренды

Идеи для лидера: борьба с перегрузками и
появление суперработников

Главные события в сфере менеджмента и технологий за неделю — по версии редакции «Больших идей»

Автор: Никита Щуренков

Идеи для лидера: борьба с перегрузками и появление суперработников
Фото: Dylan Nolte / Unsplash

читайте также

Дело не в шуме: почему мы не можем сосредоточиться в офисе

Дэвид Буркус

Проблема элит: что делать с народом?

Александр Лазуткин

7 главных качеств хорошего руководителя

Борис Гройсберг

В котле бушующих страстей

Владимир Шиков

Сегодняшний лидер должен уметь и заниматься автоматизацией, и сохранять душевное равновесие. С одной стороны — исследования и новостная повестка говорят о том, что алгоритмы способны забрать всю рутину на себя, с другой — 75% руководителей чувствуют себя истощенными и перегруженными, и только каждый восьмой лидер умеет оставаться эффективным в сложных условиях.

Исследования и материалы, которые вошли в дайджест «Идеи для лидера» на этой неделе, свидетельствуют о том, что настоящие победители не отрицают усталость, а умеют расставлять приоритеты и вовремя просить о помощи.

Инструкция по борьбе с перегрузками

Порядка 75% лидеров чувствуют себя измученными и подавленными из-за возросшей интенсивности на работе. Основатель и генеральный директор консалтинговой фирмы Anthrome Insight Мелисса Свифт в колонке для MIT Sloan Management Review приводит результаты исследования, в ходе которого ученые проанализировали поведение более 1000 руководителей из разных отраслей, уровней и возрастов, чтобы понять, как они справляются с возрастающей интенсивностью труда. Под этим аналитики подразумевают периоды, когда задач со сжатыми сроками, эмоциональной вовлеченности и взаимозависимостей становится слишком много. В ходе исследования они обнаружили, что каждый восьмой лидер чувствует себя на работе одновременно и эффективным, и мотивированным, и подавленным. Эксперт называет таких людей «пустынными цветами», которые способны сохранять эффективность и справляться с перегрузками благодаря особой стратегии. Такие руководители яростно борются с источниками переработок: сокращают задачи, добиваются автономии в своей работе и следят за уровнем эмоционального напряжения. Вместо медитаций они делают ставку на эффективность: упрощают процессы, просят о помощи, дробят задачи и расставляют приоритеты.

Неформальное лидерство и дружба

В случае, если руководителю не удается подружиться с неформальным лидером, он рискует потерять уважение всей команды, так как сотрудники считывают это как слабость. Доцент кафедры управления Стокгольмской школы экономики в Швеции Нил Сюй совместно с соавторами изучил влияние, которое оказывает дружба или ее отсутствие между формальным и неформальным лидером. Они провели серию полевых исследований и выяснили, что если формальный руководитель безуспешно пытается завязать хорошие отношения с неформальным лидером — как подчиненные, так и вышестоящие руководители перестают воспринимать его всерьез. В случае обратной ситуации, когда неформальный лидер протягивает руку, а руководитель ее отвергает — никаких негативных последствий для руководителя не будет, так как это соответствует нормам иерархии.

Стартапы против масштабирования

Слишком быстрый рост может иметь фатальные последствия для стартапа, так как масштабирование без четкой бизнес-модели ведет к кассовым разрывам и проблемам на операционном уровне. Аналитики J.P. Morgan опубликовали свод рекомендаций о том, как избежать краха и распространенных ошибок роста. В Азии и Европе, где доступ к финансированию ограничен, эффективность — важнейшая характеристика даже для стартапа. Рост должен опираться на «правило сорока» (процент роста выручки плюс процент рентабельности должен быть равен или превышать 40% от всей выручки), устойчивую юнит-экономику и реальную оценку готовности к масштабированию. Основные ошибки, указывают в J.P. Morgan, — это преждевременный найм, запуск продукта без product-market fit и недооценка макроэкономических рисков. Отрицательная юнит-экономика, отток клиентов и операционная неэффективность — одни из самых заметных признаков преждевременной экспансии.

Искусственная вера в себя

«Слабость» искусственного интеллекта перед человеком мотивирует людей в повседневных задачах и помогает развитию инноваций. Ученые Тали Райх и Джейкоб Д. Тини в материале для Kellogg Insight поделились результатами своего исследования о влиянии искусственного интеллекта на уверенность людей. Они выяснили, что если человек считает, что работу сделал ИИ, — он охотнее возьмется за схожую задачу, так как сравнивает себя с более «слабым» конкурентом. Этот феномен срабатывает даже с качественным контентом: стоит приписать его ИИ — и ваша уверенность растет. Впрочем, одной уверенности недостаточно, констатируют ученые после проведенного эксперимента. Они разделили респондентов на две группы и показали им подписи к картинкам с одной разницей: одни думали, что подписи сделал ИИ, другие — что их сделал человек. Обе группы создавали одинаково посредственные подписи, но первые были куда увереннее в своих силах. Но в качестве стартового импульса сравнение с ИИ служит тем самым мягким триггером, способным запустить процесс.

(Не) легкая добыча для автоматизации

Профессия бухгалтера часто возглавляет списки наиболее автоматизируемых специальностей из-за количества рутинных задач. Доцент кафедры бухучета в Стэнфордской высшей школе бизнеса Джунг Хо Чой на основе собственного исследования констатирует, что искусственный интеллект стал партнером, а не заменой таких специалистов. Бухгалтеры, которые работают с ИИ, обслуживают больше клиентов, не теряя в качестве. Искусственный интеллект забирает на себя рутину, освобождая около 8,5% времени на важные задачи — например, общение с клиентами, контроль качества и стратегические советы. Использование ИИ влияет и на качество самих отчетов: алгоритмы позволяют детализировать расходы. Однако только senior-специалисты способны контролировать ИИ и анализировать его ответы — начинающие бухгалтеры слепо верят ответам GPT и допускают ошибки. Автоматизация, констатирует ученый, не способна полностью заменить человека, особенно там, где важны нюансы, контекст и экспертиза.

Суперработники — новая норма

Несмотря на громкие заявления о наступлении эры автоматизации, массового сокращения рабочих мест пока не происходит, а ИИ остается слишком неразвитым. Эксперт в управлении персоналом, основатель консалтинговой компании Bersin by Deloitte Джош Берсин, говорит о том, что большинство компаний пока находятся лишь на начальных стадиях внедрения ИИ. Например, крупный американский разработчик Salesforce с трудом показывает заметный прирост продуктивности, а внедрение MS Copilot в помощь разработчикам пока остается скорее на бумаге. Автоматизация не означает рост безработицы, настаивает эксперт: каждый ИИ-агент создает только большее количество задач. Делегировав рутину алгоритму, у специалистов остается время на аналитику, настройку процессов, обучение и контроль. Работы становится не меньше, она становится умнее, а суперработники — это новая норма. Инструменты вроде Galileo позволяют не просто работать быстрее, а выходить на качественно новый уровень: мыслить, перенастраивать процессы, учиться на ходу. Человечество ждет эволюция рабочих процессов, продолжает Берсин: как интернет не убил книги, так и ИИ не уничтожит карьеру — просто она станет другой.