Арены конкуренции: индустрии, определяющие глобальный бизнес-ландшафт | Большие Идеи

? Тренды

Арены конкуренции: индустрии, определяющие
глобальный бизнес-ландшафт

«Бизнес-арены» — это деловые сферы, которые отвечают за самые масштабные изменения в мировой экономике. Исследование глобального института McKinsey описывает 18 таких «арен», их совокупная выручка достигнет $48 трлн к 2040 году

Автор: Редакция «Больших идей»

Арены конкуренции: индустрии, определяющие глобальный бизнес-ландшафт
Фото: Hyundai Motor Group

читайте также

Отвлекаетесь от работы? Попробуйте метод дублера

Дебора Грейсон Ригель

Информация, которая действительно нужна руководителю

Питер Друкер

Что делать, если сотрудник отказывается от помощи

Эми Галло

Как выскочить из своей колеи

Мария Божович

Арены — это отрасли, которые трансформируют бизнес-ландшафт. Что отличает их от других индустрий? Исследователи выделили две характеристики: интенсивный рост и динамизм (рыночные доли в них часто перераспределяются между участниками). На эти индустрии приходится наибольшая доля роста мировой экономики, а расстановка сил внутри каждой из этих сфер интенсивно меняется, говорится в отчете McKinsey Global Institute. «Большие идеи» публикуют обзор исследования.

«Арены» генерируют гораздо большую прибыль, чем другие отрасли, порождают самое большое количество компаний-гигантов и открывают уникальные возможности для новых игроков.

Каким образом распознать потенциал такой отрасли, пока она еще не стала «ареной»? Исследователи выделили три необходимых «ингредиента»: пошаговые технологические изменения, рост инвестиций и большая емкость рынка. Все эти элементы обостряют конкуренцию внутри каждой «арены».

Почему важно уметь распознавать «арены»? Знание этих сфер поможет предсказать, где в ближайшие годы произойдет рост и какие сферы станут наиболее перспективными.

Сейчас такими «аренами», по данным McKinsey, являются 12 отраслей (из рассмотренных 57). В период с 2005 по 2020 год доля этих «арен» в мировом ВВП выросла с 3 до 9%. Они дали возможности роста новым участникам: в 2020-м 33% общей рыночной капитализации этих отраслей приходилась на компании, которые в 2005 году либо вообще не существовали, либо имели рыночную капитализацию менее $3,5 млрд.

Наконец, выбранные индустрии породили гигантов: в 2020 году 74% рынка в этих отраслях принадлежали компаниям с рыночной капитализацией более $50 млрд (в других отраслях эта цифра — 47%).

При этом в 2005 году только одна из десяти крупнейших мировых компаний работала в сфере, которая стала «ареной», — это Microsoft. К 2020-му восемь из десяти крупнейших мировых компаний были задействованы в отраслях-«аренах». При этом на десять ведущих игроков в пяти областях (облачные сервисы, потребительская электроника, потребительский интернет, электромобили и платежи) приходилось не менее 90% доходов.

Еще одна отличительная черта «арен» — они являются глобальными: в среднем 50% доходов в этих сферах были получены за пределами стран, где компании создавались (по сравнению с 42% для обычных фирм, не являющихся «аренами» ). В первую очередь это относится к сфере программного обеспечения: четыре ее крупнейшие игрока на 2020 год — Microsoft, IBM, Oracle и SAP — получили почти 60% доходов за пределами своих стран.

В 2005 году было сложно представить, что на смену обычным магазинам придут онлайн-платформы. Доля онлайн в общем объеме розничных продаж в США в 2005 году составляла всего 2,5%, к 2020-му эта цифра достигла 15%.


В период с 2005 по 2020 год были и другие отрасли, которые росли, но исследователи не включили их в список «арен», потому что они не соответствовали всем заявленным критериям. Это, например, производство одежды и предметов роскоши. Здесь темпы роста отрасли были сопоставимы с биофармацевтикой и платежными платформами, но в этой сфере не было такого технологического скачка или изменений бизнес-моделей, как в описанных 12 сферах, а следовательно, расстановка игроков на рынке существенно не менялась. Напротив, нефтегазовый сектор показал высокий динамизм долей игроков на рынке, но темп роста доли отрасли в этом секторе был намного ниже. Рыночная капитализация игроков в этой сфере росла в среднем на 4%, по сравнению с 16% у «арен». Здесь появились новые прорывные технологии, такие как горизонтальное бурение и гидроразрыв пласта, но при этом объем инвестиций не соответствовал затратам на добычу, и рост в этой области в основном был связан с колебаниями цен из-за таких событий, как финансовый кризис 2007—2008 годов, пандемия COVID-19 и другими.

В 2005 году «арены» принесли менее 10% в общей глобальной экономической прибыли. К 2019-му на их долю пришлась уже половина.

В будущем, по мнению исследователей, таких отраслей будет уже 18, и их совокупная доля в глобальном ВВП увеличится к 2040 году до 10—16%. Некоторые из «арен» сохранят свой статус и в будущем, но далеко не все. На развитие новых будет влиять геополитика, внедрение технологии ИИ и экологическая повестка, говорится в отчете.

По мнению исследователей, сохранят статус «арен»:

1. Электронная коммерция. Компании, которые продают товары через цифровые каналы и реализуют их напрямую. Увеличение доли продаж на развивающихся рынках и расширение в новые категории товаров на развитых рынках, вероятно, поддержат спрос и станут основными драйверами роста электронной коммерции, считают в MGI.

2. Электромобили (EVs). Производители аккумуляторных, гибридных автомобилей и электромобилей на топливных элементах. Сфера электромобилей (EVs) останется актуальной по двум причинам: продолжающийся рост, так как электромобили занимают все большую долю рынка пассажирских и коммерческих автомобилей, и новая волна конкуренции в отрасли.

3. Облачные сервисы. Компании, которые предоставляют облачную инфраструктуру и аналогичные платформы. Рост индустрии обеспечат новые модели ИИ, требующие значительных вычислительных мощностей, которые могут быть обеспечены облачной инфраструктурой.

4. Полупроводники. Разработчики и производители полупроводников, микрочипов и интегральных схем, а также поставщики инструментов для производства полупроводников. Потребность в высокопроизводительных чипах может продолжать расти, поскольку компании, предоставляющие облачные сервисы, увеличивают инвестиции в графические процессоры и ИИ-ускорители для выполнения вычислительно сложных задач.

Оформятся в отдельные «арены»:

5. Программное обеспечение и сервисы ИИ. Компании, которые предоставляют программное обеспечение и услуги, включающие ИИ (но не само оборудование, необходимое для работы ИИ). В опросе McKinsey за апрель 2023 года почти треть респондентов сообщили, что их организации используют генеративный ИИ хотя бы в одной бизнес-функции, а 40% заявили, что увеличат инвестиции в ИИ.

6. Цифровая реклама. Платформы, которые позволяют рекламодателям охватить потребителей в цифровом формате. Аналитики ожидают, что доля цифровой рекламы в общемировых расходах на рекламу вырастет с 65% в 2022 году до 80—90% к 2040-му.

7. Стриминговые сервисы. Поставщики видеоконтента и развлечений на интернет-платформах. Рынок потокового видео также может получить импульс за счет увеличения доступа к высокоскоростному интернету в развивающихся экономиках, поскольку все больше домохозяйств по всему миру получают возможность транслировать видео онлайн, говорится в отчете.

Совершенно новые «арены»:

8. Совместно используемые автономные транспортные средства (SAVs). По оценкам аналитиков, к 2040 году SAVs могут занять от 25 до 51% доходов рынка совместной мобильности.

9. Космос. Поставщики космической инфраструктуры и услуг для коммерческих и государственных заказов. Рост инвестиций в исследования и разработки в этой сфере наблюдается как в государственном, так и в частном секторах, частные инвестиции в космос достигли рекордных уровней, составив более $70 млрд за 2021 и 2022 годы, количество же государственных космических агентств в мире выросло с 40 в 2000-м до более чем 75 сегодня, говорится в отчете.

10. Кибербезопасность. Компании, которые обеспечивают защиту компьютерных систем от несанкционированного доступа, изменений или уничтожения. С увеличением числа атак и изменением цифровой среды ожидается, что расходы на кибербезопасность будут занимать все большую долю в мировых IT-бюджетах: с 6% в 2022 году до 7—14% к 2040-му.

11. Аккумуляторы. Производители перезаряжаемых батарей, используемых для электромобилей и других технологий. Глобальный энергетический переход стимулирует спрос на аккумуляторы, в основном благодаря продолжающемуся росту производства электромобилей, систем накопления энергии и потребительской электроники.

12. Видеоигры. Производители и дистрибуторы игр для специализированных консолей, ПК и мобильных телефонов. Рост популярности мобильных игр и успех бизнес-модели с бесплатным доступом и внутриигровыми покупками на различных платформах стимулируют этот большой и растущий рынок, уверены авторы отчета.

13. Робототехника. Инвестиции в исследования и разработки в этой сфере могут возрасти, особенно в сегментах роботов общего назначения и специализированных роботов для конкретных задач, таких как приготовление еды или упаковка товаров.

14. Промышленные и потребительские биотехнологии. Поставки продукции на таких рынках, как сельское хозяйство, синтезированные белки, биоматериалы и биохимикаты, а также потребительские товары. Технологический прорыв в этой сфере связан с революционными биологическими инновациями, такими как снижение стоимости расшифровки генетических кодов и повышение возможностей редактирования генов с использованием технологии CRISPR.

15. Модульное строительство, от проектирования до сборки. Улучшение производительности строительства крайне важно для решения текущего глобального дефицита жилья, кризиса доступности и нехватки квалифицированной рабочей силы в отрасли, считают в MGI.

16. Атомные электростанции. На климатической конференции COP28 в 2023 году 25 стран обязались утроить свои мощности по производству атомной энергии к 2050-му для снижения выбросов.

17. Воздушная мобильность. Операторы услуг воздушной мобильности, такие как электрические летательные аппараты вертикального взлета и посадки (eVTOL) и беспилотники. Ежегодное финансирование в этой области увеличилось с менее $600 млн в 2017 году до $5 млрд в 2023-м.

18. Лекарства от ожирения и связанных с ним расстройств. По данным доклада World Obesity Atlas, распространенность ожирения может увеличиться с 14% в 2020 году до 24% к 2035-му.

Часть сфер, которые сейчас являются одними из самых передовых, вероятно, утратят свой статус «арен» в ближайшие 15 лет. Это биофармацевтика, потребительская электроника, информационные бизнес-услуги, промышленная электроника и платежные системы. Они вряд ли смогут сохранить текущие темпы роста и динамизма, заключают исследователи.