«Мы не созданы для таких условий»: как не терять мотивацию даже в самые трудные времена
Таль Голдхамер , Хайди ГрантОт редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «20-21: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно.
Еще до пандемии большинству из нас казалось, что на работе постоянно происходят изменения — в предпочтениях потребителей, ожиданиях клиентов и работников, конкурентных преимуществах. COVID-19 изменил и то немногое, что казалось относительно предсказуемым: где мы проводим рабочее время, как сотрудничаем с коллегами и нужно ли нам ежедневно переодеваться в рабочую одежду. Сегодня руководители в разных отраслях лихорадочно пытаются понять, какой должна быть «новая норма», которая, как кажется, постоянно меняется.
Чтобы сохранять мотивацию в условиях беспрецедентного уровня неопределенности во всех аспектах нашей жизни, нам следует понимать, что человеческий мозг попросту не был создан для таких условий. Зная, с чем наш мозг справляется хорошо, а с чем на удивление плохо, мы можем гораздо яснее понять, какие стратегии нам необходимы, чтобы не просто выживать, а преуспевать.
Большую часть истории люди были охотниками и собирателями и жили в группах с устоявшимися ролями и образом жизни. Жизнь была иногда опасной, но в целом предсказуемой. Наш мозг научился очень хорошо распознавать шаблоны и формировать привычки, превращая очень сложные наборы моделей поведения в действия, выполняемые на автопилоте. (Бывало ли, что вы доезжали от работы до дома и не помнили, как ехали? Вот о подобных вещах и идет речь.)
Привычки и знакомые шаблоны — норма для мозга, и эволюционно он склонен избегать неопределенности. Когда ситуация становится менее предсказуемой и, следовательно, менее контролируемой, мы ощущаем угрозу. Вероятно, вы уже знаете, что чувство опасности вызывает у нас реакцию «бей, замри или беги». Но, возможно, вы не знаете, что в этом состоянии снижается мотивация, концентрация внимания и гибкость, а также оно отрицательно влияет на совместные действия, способность к самоконтролю, понимание цели и смысла и общее ощущение благополучия. Кроме того, угроза создает значительные помехи в вашей рабочей памяти: вы не можете удерживать в голове множество идей для решения проблем и извлекать из долгосрочной памяти всю необходимую информацию, когда она вам нужна. Угроза неопределенности буквально делает нас менее дееспособными, поскольку наш мозг просто не приспособлен иметь дело с такими ситуациями.
Однако хорошая новость заключается в том, что за многие десятилетия изучения человеческого мозга и поведения мы довольно много узнали о том, как превратить ощущение угрозы из непреодолимого во вполне контролируемое. Вот три стратегии, опирающиеся на научные данные: их можно применять, чтобы успокоить свой мозг и не терять мотивацию и заинтересованность. Руководителям они тоже пригодятся, чтобы поддержать подчиненных.
Устанавливайте ожидания с реалистичным оптимизмом
Концепция реалистичного оптимизма проста, но эффективна: верьте, что все будет хорошо, но имейте в виду, что путь может оказаться нелегким. Исследования одно за другим демонстрируют, что иметь позитивные ожидания — или, как называл их социальный психолог Альберт Бандура, чувство самоэффективности — необходимо для сохранения мотивации перед лицом препятствий и неудач. Иногда люди ошибочно считают, что быть «позитивным» значит верить, что добьешься успеха с легкостью или что успех случится сам. Работы профессора Нью-Йоркского университета Габриэль Эттинген показывают, что нереалистичный оптимизм ведет к неудаче: когда вы думаете, что все получится легко, вы редко бываете готовы к тому, что все окажется не так просто.
Поэтому думая об изменениях и неопределенности, которую принесет пандемия (и рабочая жизнь в целом), смотрите в будущее, свое и других людей, с реалистичным оптимизмом. Верьте, что все получится, и признавайтесь себе и другим, что, чтобы все сделать правильно в условиях неопределенности, потребуется поэкспериментировать. То есть не все получится сразу. Но если мы будем держаться, в конце концов станет лучше, чем сейчас.
Взгляните на более широкую картину
Практически о чем угодно можно думать в разной степени абстрактно или конкретно. Психологи называют это уровнем интерпретации. Например, голосование можно описать как «участие в демократии» (интерпретация высокого уровня) или «проставление галочки в бюллетене» (интерпретация низкого уровня).
Уровень интерпретации при обдумывании своих действий в немалой степени определяет наше поведение. Когда мы думаем о более широком значении или цели, которой служат наши действия (интерпретация высокого уровня), то чувствуем больше вдохновения и мотивации, и это подкрепляет чувство самоуважения и благополучия. Когда мы спускаемся на уровень мельчайших подробностей того, что делаем или должны сделать, то лучше решаем конкретные проблемы и предвидим препятствия. Каждый уровень интерпретации имеет свои преимущества, поэтому лучше переключаться, поднимаясь вверх и опускаясь вниз по мере необходимости.