Как найти отличную работу во время кризиса | Полезное - только важное и актуальное renchen.ru
20-21: Уроки стойкости

Как найти отличную работу во время кризиса

Клаудио Фернандес-Араос
Как найти отличную работу во время кризиса
Фото: Klaus Vedfelt/Getty Images

От редакции. Эту статью и другие материалы, опубликованные в рубрике «2020: Уроки стойкости», вы можете читать бесплатно. Если наш контент помогает вам преодолевать трудности нынешнего кризиса, лучший способ поддержать renchen.ru — оформить подписку.

По всему миру подскочил уровень безработицы из-за кризиса, вызванного COVID-19 и его экономическими последствиями. Десятки миллионов американцев нуждаются в трудоустройстве, и уровень занятости в стране предположительно будет рекордно низким еще много лет. Во многих других странах ситуация тоже вопиющая. Правительства медлят, снимая ограничения с экономик, чтобы защитить население от второй смертоносной волны инфекции. Если не появится вакцина, в какой-то момент могут понадобиться новые локдауны. Всемирная торговая организация предсказывает, что целое поколение вырастет в условиях самого мощного в истории упадка международной коммерции, а внепартийное Бюджетное управление Конгресса полагает, что экономика США полностью восстановится только к 2030 году (да, через 10 лет).

В начале 1970-х годов Марк Грановеттер провел эпохальное исследование того, как люди находят работу. Его результаты релевантны и сейчас, несмотря на произошедшие существенные изменения в списке профессий и должностей и процессе найма. Изучая соискателей, относящихся к высококвалифицированным, техническим и управленческим кадрам, Грановеттер обнаружил, что большую часть рабочих мест (и особенно хороших) люди получают не откликаясь на вакансии или используя другие официальные средства взаимодействия с работодателями, не отправляя резюме в ответ на объявления о поиске сотрудников (которые тогда публиковались в газетах, а сейчас размещаются в интернете), а через знакомых, рассказавших им о вакансии или порекомендовавших их кому-то внутри организации-работодателя.

Соискатели предпочитали этот подход и отмечали, что он давал им возможность добыть (и передать) больше информации. Те, кто трудоустраивался, также получали в среднем более высокую зарплату и чаще были «очень довольны» своей должностью. Некоторые рабочие места, по словам соискателей, создавались специально под них с учетом их навыков, знаний и опыта. Проработав более 30 лет в сфере поиска руководящих сотрудников, я убедился, что большинство работодателей тоже предпочитает работать именно таким образом.

Однако критически важно понимать, какие из ваших личных контактов — самые полезные. Грановеттер также обнаружил, что более велика вероятность найти работу через знакомых, с которыми вы не контактируете близко, редко разговариваете и работаете в разных сферах. Он обозначил это явление чудесным выражением «сила слабых связей». С тех пор многие другие исследователи подтвердили, что разветвленная сеть личных контактов — лучший инструмент для поиска новой работы. Вы могли познакомиться с этими людьми в своем квартале, вузе или школе, студенческом сообществе, спортивной или досуговой группе или даже в отпуске, где вы пересеклись один раз. Мне кажется, что проработка этих связей — единственная стратегия трудоустройства, которая может позволить вам получить отличную должность в поистине сложные времена, которые мы сейчас переживаем. И прорабатывать их нужно дисциплинированно. Как именно это делать, я расскажу ниже.

Создайте список контактов

В первые 20 лет работы консультантом по поиску руководящих сотрудников я старался каждый день находить время, чтобы помочь хотя бы одному человеку, оказавшемуся без работы или желающему ее сменить. В результате я встретился примерно с 4 тыс. соискателей, причем со многими из них — в Аргентине, так как экономика этой страны была в плачевном состоянии. Например, в 2001 году она пережила крупнейший в истории дефолт по государственному долгу, и ее годовой ВВП упал на 30%. Это сопровождалось девальвацией аргентинской валюты на 300%. Вот что я советовал в те страшные дни: «Составьте список из 100 (да, целых ста!) человек, с которыми у вас слабые связи, никак с ними не контактируя». Какой в этом смысл? Во-первых, простая статистика. Возможность того, что каждый из этих людей поможет вам найти идеальную работу, будет очень мала, поэтому нужно сделать много попыток, чтобы повысить вероятность успеха. Во-вторых, что также важно, из-за «слабости» этих связей для вас не будет очевидно, кто именно может помочь лучше всех. Работая над расширением этого списка, вы добавляете туда самых неожиданных людей, в том числе по-настоящему выдающихся. Вполне естественно включить в него бывших начальников, коллег и преподавателей, консультантов, адвокатов, аудиторов, поставщиков, клиентов и так далее. Некоторые будут потенциальными работодателями, другие — источниками информации. Ищите знакомых в тех секторах, которые в ближайшие годы могут быть в лучшем состоянии, а также тех отраслях, где вы очень хотите работать.

Далее расставьте всех людей, включенных в список, по порядку на основании двух факторов — насколько привлекательны возможности, которые могут от них исходить (здесь имеет значение, в какой компании они работают и кем, а также какие у них связи) и насколько они готовы вам помочь (это зависит от качества ваших отношений, какой бы ни была дистанция между вами).

Выходите на связь

Возможно, вы предполагаете, что я посоветую вам в первую очередь выйти на связь с человеком, возглавляющим ваш список. Это не так. Начните лучше с десятой строчки или около того. Вы будете нервничать, напрягаться, даже стесняться поначалу, будете совершать ошибки. Поэтому наберитесь уверенности в ходе нескольких переговоров с людьми, которыми вы меньше дорожите, и затем начните общаться с самыми многообещающими знакомыми. Постарайтесь побыстрее проработать первые 30 строк своего списка. В идеале это должно занять не более неделю или двух. (Если за это врмя вам повезет найти больше одной возможности трудоустройства, в идеале стоит рассматривать их все одновременно.)

Конечно, все разговоры будут разными, в зависимости от личностных особенностей каждого человека, исходящих от него возможностей и ваших предшествующих отношений. Но всем нужно откровенно сказать, почему вы вышли на связь, какую должность хотите получить и что можете предложить. Люди, у которых есть положительный опыт работы с вами, с большей вероятностью помогут вам, но они не смогут это сделать, если не будут знать или понимать, что вам нужно и на что вы рассчитываете.

Завершение процесса

Принимая решение, когда закончить процесс поисков работы среди знакомых, вы можете совершить две ошибки. Если знакомых, к которым вы обратитесь, будет слишком мало, вы можете не найти ни одной возможности. Если их будет слишком много, вы можете потратить драгоценное время на менее привлекательные возможности, и это помешает вам сосредоточиться на лучших из них. Ключ к успеху здесь — остановиться, когда полученных вами наводок будет хватать для того, чтобы ваши шансы трудоустроиться стали достаточно высоки. Представьте, например, что в результате дисциплинированной работы над списком и переговоров с вошедшими в него людьми вы вышли на трех потенциальных работодателей. Вы предполагаете, что вероятность устроиться к первому из них — 50%, ко второму — 40%, к третьему — 30%. Возможность получения хотя бы одного предложения о трудоустройстве легко рассчитать по формуле «1 минус приведенное произведение дополнительных вероятностей», то есть 1 — (0,5х0,6х0,7) = 79%. Если вы предпочитаете быть на 90% уверенными, что получите работу, вам нужно продолжать контактировать с потенциальными работодателями.

Как правильно оценивать эти возможности? Просто рассуждайте. Если вы один из трех претендентов на должность, вышедших в финал отбора, ваши шансы на успех составляют 1/3, то есть 33%. С другой стороны, некоторые наводки могут оказаться настолько ненадежными, что только одна из 50 приведет к трудоустройству. Это двухпроцентная вероятность. Однако вам не стоит отбрасывать даже такие возможности! Если вы выйдете на связь со 100 потенциальными работодателями, которые могут нанять вас с вероятностью 2%, возможность устроиться хотя бы к одному из них составит 87%, так как 1 — 0,98100 = 87%.

Каждый раз максимально оптимистично оценивайте свои шансы и не слишком беспокойтесь по поводу точности своих прогнозов на данном этапе. Когда вы начнете (или не начнете) получать ответы от каждого из ваших контактов, эти вероятности начнут возрастать (при наличии взаимного интереса) или уменьшаться. В итоге почти все они сведутся к нулю и только немногие станут существенными. Я разработал инструмент, который может помочь вам отслеживать эти изменения. Его можно скачать здесь.

Управляйте возможностями

Можно надеяться, что на данном этапе у вас будет несколько вариантов возможного трудоустройства. Чтобы не растерять эти возможности и в то же время продолжать контактировать с людьми из вашего списка слабых связей, вам нужно проактивно применять результаты каждых многообещающих переговоров, в частности, выходить на связь с теми, кого вам в ходе них порекомендуют. Это может быть непросто! Но и здесь вам поможет инструмент, предложенный выше. Это полностью автоматизированная таблица Excel, включающая в себя ряд интуитивно понятных макросов, которые помогают сортировать контакты по имени, статусу (источники информации или потенциальные работодатели), компании, запланированным действиям и срокам, вероятности трудоустройства и приоритетности. Он также автоматически рассчитает совокупную вероятность трудоустройства хотя бы в одну компанию, чтобы вы могли объективнее оценить, когда переходить от сбора вариантов к завершению этого процесса.

Финишная прямая

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи