Есть ли польза от научных работ по менеджменту? | Большие Идеи

? Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Есть ли польза от научных работ
по менеджменту?

В попытке обрести значимость и способность вдохновлять, мы выхолащиваем управленческое мышление.

Автор: Джанпьеро Петрильери

Есть ли польза от научных работ по менеджменту?

читайте также

Что делать, если успех не принес вам радости

Борис Гройсберг

Устали от своей работы? Перепридумайте ее

Дженнифер Мосс

Дмитрий Леонтьев: Наука о хорошей жизни

Анна Натитник

Интеллектуальная борьба

Михаил Рахлин

В августе 1993 года на ежегодном собрании Академии менеджмента профессор Дональд Хэмбрик выступил со знаменательной речью. В качестве президента этой крупнейшей ассоциации ученых, занимающихся проблемами управления, он обратился к тысячам ее членов с вопросом, который едва ли можно было проигнорировать: «Что бы было, если бы Академия действительно имела какое-либо значение?».

Это «действительно» относилось к людям за пределами Академии, которые действительно занимались менеджментом в реальных организациях. Картина академического провинциализма, которую нарисовал Хэмбрик, была беспощадной, но довольно знакомой.

За прошедшие двадцать с лишним лет речь Хэмбрика цитировалась в работах коллег-ученых более пятисот раз. Научная деятельность и образование в сфере управления так часто подвергают критике и обвиняют в недостатке практической ценности, что из этих статей сложился особый жанр публицистики. Впрочем, нередко достается и многочисленным «гуру менеджмента», которые работают как в рамках академии, так и параллельно с ней — пишут доступным языком о, казалось бы, значимых и практических вопросах.

Тем не менее, несмотря на то, что эти проблемы обсуждаются уже столько лет, в итоге мало что изменилось. Это наводит на мысль, что мы должны рассмотреть альтернативную, еще более тревожную точку зрения.

Мы с Дженнифер Петрильери изложили наши доводы в статье, которая будет опубликована в ближайшем номере журнала Academy of Management Learning and Education. В ней мы поставили другой вопрос — отличный от того, что задал Хэмбрик два десятилетия назад.

Что, если мыслители от менеджмента всех мастей — пишущие, говорящие и преподающие — все это

время на самом деле влияли на ситуацию? Что, если нынешнее состояние дел в сфере лидерства и управления является не следствием нашей малой значимости, а прямым результатом нашей работы?

Другими словами, что, если десятки лет мы отражали, поощряли и формировали мышление, язык и нравы бизнес-лидеров, которым мало кто доверяет? Как быть, если под тем предлогом, что мы не имеем большого значения, мы стали заодно с теми, кому выгоден статус-кво и в результате не смогли ему противостоять?

Читайте материал по теме: Высшее образование для поколения бэби-бумеров

С этой точки зрения, какое-то влияние у нас все же есть, но сил явно недостаточно. Или, если точнее, вся наша сила — в соучастии.

Эта ситуация вовсе не нова. С давних времен между властью и служителями науки и искусства возникали симбиотические отношения. Ни один римский император не уходил в военный поход, не захватив с собой историков. Многие художники эпохи Возрождения умерли бы с голоду без покровительства Папы Римского. Шуты были при всех дворах.

Впрочем, величайшим из этих историков, художников и шутов удавалось служить той системе, частью которой они являлись, не входя в прямой сговор с действующей властью. Скорее, наоборот, своими летописями, картинами и остротами они изменяли ее. (Образы только тогда становятся искусством, когда они бросают вызов каким-то установленным порядкам.)

Однако в наши дни удивительно тесная дружба между авторами и авторитетами превратилась в брак по расчету, в котором «большие идеи» вдохновляют «смелые действия» и наоборот. Подобные отношения между «мыслителями» и «деятелями» часто напоминают общество взаимного восхищения или по меньшей мере вдохновения. Но это вдохновение идет в ущерб качеству мышления, а также тем вопросам, которые оно порождает и от которых оно отталкивается.

Читайте материал по теме: Почему дипломы обесцениваются?

Возьмем, например, типичные рекомендации для авторов, пребывающих в поиске «святого грааля» управленческой значимости. Нам настойчиво советуют придерживаться двух правил. Во-первых, следует рассматривать достаточно распространенные и известные проблемы с тем, чтобы можно было предварять их эпитетом «реальные». Этим мы словно признаем материальность менеджмента, отвергаем призрачность академической мысли и проводим между ними четкую границу. Во-вторых, писать нужно простым и бесхитростным «бизнес-языком», предлагать конкретные и позитивные решения, разбивая их по возможности на несколько легких в усвоении пунктов.

Как объяснил мне один редактор, все дело в том, что «менеджеры» — люди очень практичные и не обладают сосредоточенным вниманием. Когда я пишу для них, я должен, дескать, представлять, как будто говорю со своим шестилетним сыном. Он знал, что я люблю своего шестилетнего сына и люблю говорить с ним. И все же я бы не хотел, чтобы люди его уровня мышления стояли во главе бизнеса. Да и среди моих многочисленных знакомых управленцев нет подобных людей.

Изображая менеджеров как людей нетерпеливых, склонных к действию и одержимых результатами, с пренебрежением относящихся к изяществу, глубине и нюансам, мы ставим под сомнение их (да и свой собственный) интеллект и человечность. Заодно мы даем понять, что для исполнения нашей роли нам самим практически не нужны эти качества.

Иными словами, в попытке обрести значимость и способность вдохновлять, мы выхолащиваем управленческое мышление. В результате мы обрекаем себя на губительную бесполезность, поскольку отвращаем от себя всех, кто осознает истинную сложность дилемм и задач, стоящих перед реальными менеджерами.

Четкие и позитивные рецепты лидерства (точнее, богатства и власти) заработают больше «кликов» и повысят уровень продаж в книжных магазинах. И в то же время, если бы литература, посвященная бизнесу, была больше литературой и меньше бизнесом, она бы смогла наконец стряхнуть с себя оковы практического провинциализма — стремления любой ценой избежать суждений и мыслей, не направленных на быстрые готовые решения. Возможно, тогда бы мы начали задавать действительно важные вопросы.

Читайте материал по теме: Высшее образование — народу!

Например, мы бы могли спросить себя, не превращаемся ли мы в соучастников кому-то выгодного преступления против здоровья людей, когда воспеваем успех, основанный на избыточной нагрузке и переработке, подобно тому, как когда-то Голливуд содействовал табачной индустрии, изображая героев экрана с сигаретой во рту?

Мы могли бы спросить, не становится ли понятие лидерства эквивалентным эгоистичному стремлению сделать все по-своему, когда мы упрощаем его до набора навыков влияния и убеждения? И как нам изменить значение этого слова, чтобы способствовать возникновению других лидеров?

Мы могли бы спросить, не приводит ли к жизнерадостному конформизму и цинизму тот факт, что развитие сотрудников превратилось в процесс приобретения привычек, продиктованных моделями профессиональной компетенции? И как нам поощрять нестандартное мышление, в котором на самом деле нуждается лидерство?

Короче говоря, мы могли бы перестать задаваться вопросом, нужны ли мы, и постарались бы выяснить, как то, что мы вкладываем в понятие успеха, лидерства и обучения, влияет на людей.

Это было бы важно, перспективно и практично. Слова формируют наше мировоззрение. И, может быть, в особенности тогда, когда под видом представлений, теорий и советов они распространяют и поддерживают наши иллюзии.

Читайте по теме: