Хотите научиться думать? | Большие Идеи

? Феномены

Хотите
научиться думать?

Маркс видел историю человечества как историю последовательной смены формаций.

Автор: Мариэтта Чудакова

Хотите научиться думать?

читайте также

«COVID-19 — это лишь пролог, начальная подготовка к более крупным испытаниям»

Кип Тинделл,  Пол Полман,  Радж Сисодиа

Как коронавирус может изменить вашу работу

Кали Уильямс Йост

Ужасные слова: как реагировать на оскорбления коллег и подчиненных

Эми Галло

Культурные различия: как пройти по минному полю

Эрин Мейер

…В нормальных семьях не садятся ужинать, не убрав со стола грязные тарелки и объедки, оставшиеся от обеда. Казалось бы, и в умственной нашей сфере должно быть так же. Но нет.

Несколько ныне живущих поколений потратили часть драгоценных пяти лет, отпущенных нам в жизни на получение высшего образования и профессии, на изучение марксизма-ленинизма. Смотрю вкладыш своего диплома с отличием:

  • «История КПСС»,
  • «Политическая экономия» (половину ее составляла несуществующая наука «Политическая экономия социализма»),
  • «Диалектический и исторический материализм»,
  • «История философии» (разумеется, материалистической).

Так что сказать сегодняшним поколениям, которые этого уже не изучают? Каков наш вердикт насчет марксизма и всех его ответвлений?

А никакого. Было — и сплыло.

А это, между прочим, неправильно. Объедки со стола надо убирать.

Маркс видел историю человечества как историю последовательной смены формаций. Картина получалась довольно стройная. Схема буквально завораживала интеллектуалов XIX, да и XX веков. И делала для них приемлемой ее концовку, на деле — совершенно фантастическую.

Читайте материал по теме: Неужели Маркс был прав?

Многие еще помнят эту схему:

  • Первобытно-общинный строй, или первобытный коммунизм. Почему «коммунизм»? Да потому что классов нет, собственность — коллективная…
  • Рабовладельческий строй — класс рабов и класс рабовладельцев, у них — вся собственность, у рабов ничего нет. Лишенные свободы, рабы трудятся на рабовладельцев по принуждению.
  • Феодальный строй — вся земля в собственности у феодалов, которые также принуждают крестьян к труду: общество опять-таки состоит из двух антагонистических классов.
  • Капиталистический строй — вся собственность у капиталистов; рабочий ничего не имеет, работает у капиталиста по найму, а тот его «эксплуатирует», то есть часть денег за работу недоплачивает, а забирает себе («прибавочная стоимость»).

…Казалось бы, это вообще-то нормально — ведь все средства производства, на которых рабочий работает (от станка до заводского здания), принадлежат хозяину. Но марксистская теория настраивала людей на то, что это — ненормально. И потому с таким положением необходимо покончить. Притом единственно возможным путем (это ноу-хау марксизма) — революцией.

И тогда в результате революции наступит последний прекрасный этап развития человечества — коммунизм. Формация, в отличие от предыдущих, никем и никогда — ни тогда, ни потом — невиданная. Существовавшая только в голове Маркса и его последователей.

Итак, коммунизм. Нет частной собственности — значит, нет классов. Нет классов — нет и классовой борьбы. Уровень производства так высок, что человек освобожден от тяжелого физического труда и занят только умственным (!). Из-за высокого уровня производства любых товаров и продуктов так много, что деньги больше не нужны. Каждый берет все, что ему нужно («по потребностям»), безо всяких денег. И трудятся люди тоже безо всякой зарплаты — сознательно, ради пользы обществу.

Читайте материал по теме: Александр Аузан. Как вывести экономику из комы

Власть принадлежит всему обществу — на основе самоуправления. Государство, соответственно, отмирает.

Остается добавить яркий образ русского фольклора: И текут там молочные реки в кисельных берегах

Коммунизм по Марксу — последняя стадия развития человечества. На нем история прекращает свое движение. (А теперь подумайте сами: ну статочное ли это дело, как выражались когда-то наши прабабушки, чтоб история прекратилась? А люди поверили.) Все замирает — как в зимнем сказочном саду Снежной королевы.

Ну и что?

Выразили ли мы не в частном, а в общегосударственном порядке свое отношение к тому, чем предшествующее государство пичкало нас много лет (некоторые еще по приказу начальников посещали после работы университеты марксизма-ленинизма)? Да нет, нисколько.

За нас это делает, увы, один из лучших критиков марксизма Карл Поппер.

В 16 лет, в 1918 году, он стал членом австрийской компартии. Тем важнее его свидетельство о том, как он почувствовал себя в «марксистской ловушке» и покинул партию — прежде, чем ему исполнилось 17 лет. Для этого свидетельства у меня в тексте нет места, но всем советую к нему обратиться — поучительно…

Он поясняет: «Все знают, что открытые общества Запада являются “капиталистическими”. Слово “капитализм” получило широчайшую известность и всеобщее признание благодаря Марксу и марксизму. <…> Важно, однако, то, что “капитализм” в том смысле, в каком Маркс употреблял этот термин, нигде и никогда не существовал на нашей прекрасной планете Земля».

Оказывается, не только коммунизм — и капитализм-то не существовал!..

Подробней об этом — в следующем блоге.