Хотите научиться думать? | Большие Идеи

? Феномены

Хотите
научиться думать?

Сконцентрированность на удержании власти, то есть на большой игре, вытесняет интерес к повседневным и простым задачам и заставляет думать о судьбах мира.

Автор: Мариэтта Чудакова

Хотите научиться думать?

читайте также

Отвращение в Чикаго: почему United Airlines оказалась в эпицентре PR-катастрофы

Джон Дейтон

Как заполучить согласие на встречу с нужным человеком

Дори Кларк

Остановить харассмент

Александра Калев,  Фрэнк Доббин

Развенчивая миф о высококвалифицированной иммиграции и глобальной гонке за талантами

Вивек Вадхва

В далекие времена моего детства, в годы Корейской войны начала 1950-х годов (КНДР хотела занять весь полуостров, но была в конце концов отброшена к исходной точке — 38-й параллели южными корейцами при помощи американцев и войск ООН; южней ее и сегодня, к счастью, располагается Республика Корея) ходил анекдот.

Женщине задают вопрос: кто в ее семье принимает решения? Она отвечает:

— Ну, муж занят решением главных вопросов.

— Каких?

— Ну, например, — о войне в Корее… А я — мелких: как запасти на зиму картошку, кому из детей в первую очередь выкроить деньги на покупку ботинок…

Моих родителей — у них было пятеро детей, а семья наша в войну и после войны бедствовала, и покупка обуви троим младшим (одежду перешивали с одного плеча на другое) была серьезнейшей проблемой, — очень веселил, помнится, этот анекдот.

Так что о чем именно стоит думать — тоже немаловажно.

Известные политологи Максим Трудолюбов (газета «Ведомости») и Александр Морозов (главный редактор «Русского журнала») демонстрируют нам похожую на тот старый анекдот картину в умах наших людей сегодня. «Сконцентрированность на удержании власти, то есть на большой игре, вытесняет интерес к повседневным и простым задачам и заставляет думать о судьбах мира. <…> Мелочи жизни, в том числе больницы и школы, становятся неинтересны. У тех, кто вообще о чем-то задумывается, как будто бы исчезают мелкие проблемы, остаются только большие» (М. Трудолюбов, «Ведомости»).

То есть из поля зрения исчезают именно те проблемы, на решение которых мы можем воздействовать.

Сегодня «наш человек» рассуждает не о том, что он хорошо знает, с чем сталкивается каждый день (российские магазины, образование, здравоохранение), а все больше о том, о чем он никакого представления не имеет (сам он в США никогда не был и не планирует побывать) — кроме картинки на телеэкране и нередко фантастических (мифических) комментариев телеведущего. Материала для размышлений на тему Запада у него нет, только — для эмоций, облеченных в форму размышлений. Но при этом очень интенсивных, даже страстных.

И к чему же приводит это фонтанирование эмоций? «Запад должен куда-то деться, исчезнуть. Перед этим он должен покаяться за многовековую антироссийскую политику, начиная с гибели Византии и вплоть до организации госпереворота в Киеве. <…> Украина тоже должна куда-то деться вместе с Западом» (А. Морозов, «Ведомости»). То есть перед нами мифология. И что тут такого уж плохого? Может, эти бредни довольно безобидны? Но нет: «Охваченность такой мифологией не допускает обратного хода. Перегорели предохранители, механизмы саморефлексии отказали».

Политолог приходит к весьма пессимистическому результату: «Теперь неизвестно, где и при каких обстоятельствах будут сформированы заново механизмы саморефлексии, предохраняющие общество от деградации. Это самый тяжелый итог 2014 года».

По свойствам личности я, конечно, гораздо больший оптимист, чем глубоко уважаемый мной Александр Морозов. Не перестаю верить, что можно научить думать.

Известный в 90-е годы журналист Владимир Яковлев вспоминает, как на военной кафедре журфака МГУ учили их «черной» пропаганде в рядах противника. Поясняли: особенно хорошо работает «большая ложь» насчет «жестоких издевательств над детьми или женщинами. Допустим, сообщение о распятом ребенке за счет глубокой эмоциональной травмы, которую она вызывает, надолго определит взгляды получившего эту информацию человека, сколько бы его потом ни пытались переубедить, используя обычные логические доводы».

Травма травмой. Но элементарная привычка думать (на ее укоренение и направлены все мои блоги) все-таки дает, на мой взгляд, противоядие. Многие помнят, как взволнованно, в слезах и, извините, соплях описывала на телеэкране Первого канала некая дама будто бы виденную(!) ею картину прилюдного распятия трехлетнего ребенка. Еще, знаете ли, на тельце негодяи разрезы делали — чтоб кровь быстрей вытекла… Внимание телезрителя сфокусировано на бедном мученике и его мучителях. Включим мозг и попробуем переключить внимание на толпу зрителей ужасного события.

Предпосылка: на Донбассе много русских. Значит, и в толпе на площади немало русских мужчин и женщин… Напрягите воображение: они стоят и тупо смотрят, как ребенку в ладошки вбивают гвозди? И полосуют ножом тельце? И не бросаются на «укрофашистов» — только потому, что те вооружены? Да виданное ли это дело?! Ведь тут у нас, взрослых, эмоции неминуемо опережают страх за свою шкуру! Это как же надо презирать свой народ (где же патриотизм?), чтоб поверить в тупое бездействие толпы русских при виде такого зрелища!

…И молодые российские люди, не подумав, пошли, вооружившись, в ополчение — защищать детей от мучителей; и некоторые погибли.

Хочется верить, что когда все вскрылось (циничная телекорреспондентка хорошо поработала с дамой), то кому-то все-таки это послужило уроком: думать — полезно.