Почему выпускники программ MBA мечтают работать в Goldman Sachs | Большие Идеи

? Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему выпускники программ MBA мечтают работать в
Goldman Sachs

Что привлекает лучших специалистов?

Автор: Гретхен Гэветт

Почему выпускники программ MBA мечтают работать в Goldman Sachs

читайте также

Дайте мне информацию вовремя

Макги Кен

Три правила, которые помогут построить мощный механизм продаж в кризис

Скотт Эдингер

Продавцы наносят ответный удар

Марина Иванющенкова

Кому верить?

Дэвид ДеСтено

Что привлекает лучших специалистов? Большие бонусы, гибкое расписание, быстрый рост по карьерной лестнице, лучшие тренинги? Новое исследование указывает, что главная приманка проще — но ее труднее раздобыть.

Это престиж.

Статус компании вполне может оказаться основным фактором, привлекающим лучших из лучших, особенно в сфере инвестиционных финансов — это подтверждает статья, недавно поступившая в Strategic Management Journal. Доцент Уортонской школы бизнеса Мэттью Бидуэлл вместе с коллегами постарался разобраться, почему нечто нематериальное — репутация — перевешивает более очевидные преимущества. В особенности они хотели понять, можно ли назвать зарплату безусловным стимулом. Отрасль инвестиционных финансов показалась наиболее удобным полигоном для поиска ответов, потому что здесь существует четкая иерархия компаний и место каждой из них легко определить по обзорам на таких вебсайтах, как Vault.com. Исследователи убедились, что выпускники бизнес-школ, «получившие больше наград, закончившие с отличием», выбирают работу в фирмах с наиболее высоким статусом, то есть лучшие умы, как и предполагалось, стекаются в организации с наилучшей репутацией. Опрос, проведенный среди студентов программ MBA, также показал, что выбор инвестиционного банка в качестве места работы определяется тем, «в какой мере репутация фирмы поспособствует дальнейшей карьере» — это соображение числилось первым среди всех ответов.

А высокое жалование — особенно на первых порах — не служит основной приманкой. «Goldman Sachs получает лучше, а платить приходится меньше прежнего, потому что новичкам требуется эта строчка в резюме», — пояснил мне Бидуэлл. К тому же начинать карьеру люди хотят в одной команде с известными специалистами, чтобы обзавестись связями. «При выборе места работы первоочередными соображениями оказываются не зарплата, гибкий график и тому подобное, — говорит Бидуэлл. — А какую роль это место работы сыграет в дальнейшей карьере».

Но когда Бидуэл и его соавторы рассмотрели карьерный выбор в долгосрочной перспективе, проступили интересные детали. Во-первых, они увидели, что готовность работать в компании с высоким статусом сама по себе длится не более пяти лет, а затем люди находят другие преимущества — более престижную должность или лучший оклад — но в другом месте. Оказалось, что «при разнице статуса в десять единиц, как между Goldman Sachs и Vanguard, оплата выше примерно на 15% — начиная с должности вице-президента». А для новичков после программы MBA разницы и вовсе нет — Goldman получает лучших, не приплачивая. «На начальных этапах карьеры важно занять трамплин для дальнейшего подъема», — поясняет Бидуэлл. — Тут все не решается примитивным: “я классный специалист, подайте мои бонусы”».

Во-вторых — это тоже важно — статус и репутация становится той самой причиной, из-за которой хорошие специалисты начинают покидать Goldman Sachs и тому подобные компании и тоже вполне сознательно. «Напряжение растет, — сказал мне Бидуэлл. — В эти компании все стремятся прийти, чтобы потом из них же уйти». Иными словами, стаж работы в такой компании сулит отличную карьеру, и на место ушедших всегда в избытке просятся новые талантливые выпускники.

В инвестиционных банках эта система прекрасно работает: «Берешь молодых, платишь им не так уж много, а получаешь по максимуму. Но ведь не всех же повышать до директорских кресел». При этом Бидуэлл делает оговорку: не во всех отраслях репутация компании служит безусловным конкурентным преимуществом при отборе новичков. И еще одна проблема: как зарабатывается сама репутация. «Высокий статус становится преимуществом лишь потому, что заработать такой статус непросто», — констатирует он.

Данные, полученные Бидуэллом, подчеркивают важную роль сильных программ для выпускников, вроде той, какую предлагает McKinsey, и необходимость «нового контракта между нанимателем и работниками», как выражается соучредитель LinkedIn Рейд Хоффман: работник вкладывается в благополучие компании, а уже она способствует его карьерному росту. В статье Knowledge@Wharton отмечается, что фирмам следует продумать способы гарантировать своим сотрудникам лучшую карьерную перспективу, и компании, которые об этом позаботятся, получат конкурентное преимущество на рынке.

По мнению Бидуэлла, именно статус может оказаться такого рода конкурентным преимуществом и в других отраслях, где статус определить легко, однако тем фирмам, которым видится репутация Facebook, может прийтись несладко, и не только потому, что место в подобном репутационном рейтинге трудно завоевать. Например, у технологических компаний репутация имеет совсем другое значение: их статус определяется не размером, не новизной и не каким-либо другим легко вычисляемым фактором. «Предпочтете ли вы работать на Google или Apple, потому что они на самом верху, — спрашивает Бидуэлл в Knowledge@Wharton, — или же лучше найти перспективный стартап?»

Даже в сфере инвестиционных финансов, где очевидна иерархия и преимущества статуса, молодые выпускники с дипломами MBA понимают, что «отоварить» высокую репутацию своей компании они смогут, если проработают в ней как минимум пять лет. В отраслях, где работники редко бывают довольны своей участью и где баланс между работой и личной жизнью не соблюдается, пять лет — пожалуй, чересчур долгий срок.

Читайте по теме:

* деятельность на территории РФ запрещена