Ковчег для бизнеса: как применить стратегию Ноя в 2020 году | Большие Идеи

? Феномены

Ковчег для бизнеса: как применить стратегию Ноя в
2020 году

Восемь шагов, которые помогут компании пережить пандемию

Автор: Марк Розин

Ковчег для бизнеса: как применить стратегию Ноя в 2020 году

читайте также

Эпоха технологических перемен: отрывок из книги китаиста Ивана Зуенко

Иван Зуенко

Как действовать, если все переходят на новую работу, а вы нет

Нихар Чхая

«Отдыхать будем потом»: почему в кризис нужно отказаться от безумного ритма

Сабина Наваз

Время действовать

Присцилла Кламан

Человечество не в первый раз сталкивается с разрушительными масштабными бедствиями. Еще чаще с глобальными кризисами имеют дело компании. Давайте попробуем выработать правильную программу действий для бизнеса, оттолкнувшись от одного из самых древних документов, описывающих катастрофу мирового масштаба. Думаю, такое сравнение будет интересным как для религиозных, так и для нерелигиозных людей: неожиданная аналогия позволит получить новые идеи, столь необходимые в текущей беспрецедентной ситуации.

Точка 1. «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и… восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных…»

Всем нам очень хочется понять, чем же провинились люди и за что (или ради чего) их постигло такое бедствие. Вопрос нетривиальный, и его уже вовсю обсуждают ученые и политики. Оставим его пока в стороне: дискуссия полезная, но отчасти бесплодная. Наши споры будут бесконечными и не приведут к однозначному ответу.

Точка 2. «Ной же обрел благодать пред очами Господа».

Все бизнесы сегодня можно разделить на три категории:

1. Взрывной рост. Кризис открыл для них огромные возможности для роста. К ним относятся дистанционные услуги, сервисы доставки, производство медицинских товаров. Правильная стратегия для этих компаний очевидна. Окно возможностей будет открыто не так уж долго, так что нужно мобилизовать все ресурсы на захват доли рынка.

2. Смерть. Кризис уже убил компании.

3. Выживание. Кризис негативно отразился на бизнесе, но у него есть шанс пережить смутные времена.

Возможно, есть и четвертая категория бизнесов, на которые кризис никак не повлиял. Но, скорее всего, честный анализ покажет, что на самом деле такие компании относятся к категориям «взрывной рост» или «выживание».

Давайте дальше будем говорить про самую распространенную категорию — бизнесы в стадии выживания. Именно их стратегию стоит сравнить со стратегией Ноя.

Точка 3. «И сказал Бог Ною: сделай себе ковчег из дерева гофер…И сделай его так:…»

Создание просторного ковчега из негниющего смолистого дерева гофер — задача срочная. Пока она не завершена, на ней должны быть сфокусированы все усилия. Большинство компаний уже прошли точку 3 и теперь во время потопа плавают в хорошем (или не очень) ковчеге. Строительство ковчега для бизнеса предполагает:

1. Кардинально сократить все затраты

- Заморозить инвестиции;

- Где возможно, передать проекты от внешних исполнителей внутренним;

- Добиться скидок у поставщиков;

- Договориться с персоналом о сокращении зарплат;

2. Сохранить денежный поток

- По максимуму собрать долги;

- Растянуть все выплаты;

Перевести работу в дистанционный режим, обеспечив ее эффективность.

Точка 4. «С тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих…Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре».

Чтобы ваша компания выжила, вы должны выбрать из своей команды тех сотрудников, которые составляют ее ядро и с которыми вы хотите пережить этот кризис. Именно им предстоит в дальнейшем восстановить все бизнес-процессы.

  • Соберите чрезвычайный штаб. Скорее всего, он должен быть более узким, чем регулярное правление.

  • Совместно выделите сотрудников — носителей экспертизы, которые в дальнейшем смогут в полном объеме возродить компанию.

  • Обеспечьте для этих сотрудников такие условия, чтобы они остались с вами.

  • Находитесь в постоянном личном контакте с ними.

Точка 5. «Через семь дней воды потопа пришли на землю… и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей… и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землею».

Бог дал Ною семь дней на строительство ковчега. У нас было немногим больше. И все мы теперь пребываем в точке 5, то есть в центре потопа, а наш бизнес-ковчег возвышается над землей в надежде переждать разгул стихии.

Точка 5, продолжение. «И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, и все люди… Остался только Ной и что [было] с ним в ковчеге. Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней».

Хочу заметить, что Ной не занимался постоянным совершенствованием своего ковчега. Так и нам после того, как ковчег построен, не нужно суетиться. Не нужно ползучих сокращений сверх того, что было сделано на первом этапе. С точки зрения операционной деятельности, без суеты, без истерик и метаний совершенствуйте операционную работу в новом формате.

Точка 6. «По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал….Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, но голубь… возвратился к нему».

Ной запускает птиц, чтобы экспериментально понять, возможна ли опять жизнь на земле.

Для бизнеса птицы — это новые бизнес-инициативы, новые предложения для клиентов, исходящие из предпосылок, что клиенты начали возвращаться к регулярной жизни. А чтобы через сорок дней после начала потопа предлагать потребителям новые сервисы, формировать их надо прямо сейчас. Итак:

  • Начните прямо сейчас серию дискуссий о бизнес-ландшафте, который возникнет после окончания пандемии. Возможно, вы ошибетесь, но вы будете лучше готовы к развитию, чем те, кто этого не сделает.

  • Придумайте продукты/услуги, которые в первую очередь будет предлагать ваша компания, когда воды спадут. Возможно, это будут существующие сервисы, а возможно и новые.

  • Опишите эти сервисы в маркетинговом ключе, но пока не тратьте деньги на их детальную проработку.

  • Запустите эти описания клиентам в виде писем, вебинаров. Тем самым вы начнете тестировать и одновременно готовить рынок к своему полноценному возвращению.

Этот пробный запуск и будет птицами, которые помогут как можно раньше определить, открывается ли земля, то есть возвращается ли спрос. Тот, кто начнет готовиться к таким запускам уже сегодня, выживет и выиграет в новом мире.

Точка 7. «И помедлил еще семь дней, и опять выпустил голубя. Голубь возвратился к нему…, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли».

Будьте упорны и последовательны. Если первые запуски не принесут положительную реакцию клиентов, неспешно, но упрямо продолжайте. Пробуйте, экспериментируйте, не останавливайтесь на вороне, меняйте птиц (вид продуктов, каналы доставки). И когда поступит первый заказ на ваш новый продукт, вы узнаете, что кризис начал отступать.

Точка 8. «И сказал Бог Ною: выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих; выведи с собою всех животных … пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются…».

До точки 8 нам еще далеко. Но надо помнить, что это время наступит. И тогда надо будет не только развивать свой бизнес, но и проявить социальную ответственность, собраться всем вместе и придумать, как повзрослеть — сделать так, чтобы социальная и бизнес-жизнь на земле больше не прекращалась.

Об авторе. Марк Розин — управляющий партнер компании «ЭКОПСИ Консалтинг».