читайте также
Попробуйте угадать примерный возраст сотрудника, который ценит свое свободное время, не любит задерживаться на работе, но остро нуждается в похвале начальства. Один скажет, это типичный миллениал. Другой — что представитель старшего поколения. А третий вспомнит, что у него есть много похожих знакомых 35—40 лет. В общем, связывать рабочие привычки и психологические особенности человека с его возрастом — бессмысленное занятие.
Поколенческие стереотипы очень устойчивы и широко распространены во всем мире. Есть, например, общепринятое мнение, что молодые люди — непременно энергичные, а пожилым ничего не интересно, кроме отдыха и просмотра телепередач. В реальности же представители старшего поколения могут быть быстрее, деятельнее и креативнее 20-летних.
Возрастные клише — главная причина эйджизма, процветающего во многих компаниях. Если нужно оптимизировать штатное расписание, от людей «серебряного» возраста избавляются в первую очередь, да и найти хорошую работу, когда тебе 50+, очень сложно. В России ситуация усугубляется введением уголовной ответственности за необоснованное увольнение или отказ в приеме на работу сотрудников предпенсионного возраста. Поэтому компании предпочитают не связываться со «стариками».
Однако бизнесу нужно учиться работать не только с молодежью. Население во всем мире стареет: в 2017 году 13% жителей планеты (около 1 млрд человек) перешагнули 60-летний рубеж. К 2050-му, по прогнозам, это число увеличится вдвое. В России в прошлом году, по официальным данным, доля людей пенсионного возраста составляла 25%, а к середине 2030-х достигнет 30%.
Демографическая трансформация изменит рынок труда. Как отмечает в своей статье американский эксперт, профессор Пол Ирвинг, компании к этому пока не готовы. Но им придется пересмотреть свое отношение к пожилым — воспринимать их не как обузу, а как источник возможностей. Кстати, грядущие перемены — это вызов не только для бизнеса, но и для представителей старшего поколения. Им нужно следить за здоровьем, не бояться нового и постоянно учиться, чтобы выигрывать в конкуренции с молодыми и дольше оставаться в строю.