Восемь советов тем, чья репутация испорчена сплетнями | Большие Идеи

? Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Восемь советов тем, чья репутация
испорчена сплетнями

Что делать, если вы стали объектом сплетен

Автор: Эмма Сеппала

Восемь советов тем, чья репутация испорчена сплетнями

читайте также

Trip Report: Israel

Мари Кондо: «Найдите вещи, наполняющие жизнь радостью»

Как блокчейн может помочь во время пандемии

Элисон Макколи

О плюсах среднего возраста

Руттенберг Ари,  Стренгер Карло

Кэролин переехала в другой город ради работы в «компании своей мечты». Но через некоторое время она с удивлением обнаружила, что ей никак не удается наладить отношения со своими новыми коллегами. Спустя несколько месяцев она узнала — почему. Оказывается, некий «доброжелатель» с прошлого места работы рассказал одному из ее нынешних сослуживцев, что она якобы любит сваливать работу на других.

Слухи такого рода могут иметь самые разрушительные последствия. Дело в том, что люди склонны уделять больше внимания негативной информации, чем позитивной (подробнее см. здесь). Например, вспомните, как вы в последний раз писали в Facebook* и среди потока положительных комментариев встречали всего лишь одно критическое замечание. Не на нем ли сразу же сосредотачивались все ваши мысли?

Подобным же образом мы реагируем и на информацию о других людях. Исследование, проведенное профессором Стэнфордского университета Робом Уиллером, показывает, что мы весьма серьезно относимся к слухам, касающимся других людей. Мы воспринимаем их как полезные сведения, которые могут нас защитить. В результате, если кто-то начинает распространять лживые сплетни о вас, бывает очень непросто восстановить свое доброе имя. И это обстоятельство может не просто нанести ущерб вашей профессиональной карьере, но и вызвать сильный стресс.

Какие же шаги следует предпринять тому, кто оказался в такой неприятной ситуации? Некоторые полагают, что достаточно быть дружелюбным и внимательным к своим коллегам, и это сможет вас оградить от любых слухов и россказней. И в большинстве случаев это действительно так (согласно исследованиям, уважительное и доброе отношение к коллегам прекрасно сказывается на профессиональной деятельности — как вашей лично, так и компании в целом). Однако это не панацея — каким бы замечательным человеком вы ни были, никто не застрахован от зависти и ревности.

Если вы столкнулись с тем, что на работе о вас начинают ходить недобрые слухи, то вам нужно воспользоваться силой своего эмоционального интеллекта и постараться не допустить, чтобы ситуация ухудшилась. Конечно, в идеале надо постараться изменить ее к лучшему.

1. Контролируйте свои негативные эмоции. Увы, не так уж много можно сделать по поводу самих сплетен, зато ваше отношение к ним — полностью в ваших руках. Большинство людей сразу же захлестывает буря эмоций, среди которых страх, гнев, тревога и даже чувство беззащитности перед всем тем негативом, который приписывает им людская молва. Они чувствуют себя заложниками обрушившейся на них несправедливости, особенно когда эти слухи имеют мало общего с действительностью, как, например, в случае Кэролин. В результате такие сотрудники полностью теряют мотивацию и поддаются пагубному влиянию стресса или гнева. «Отвлекитесь от ситуации и попробуйте взглянуть на себя со стороны и просто определить те эмоции, которые вы испытываете. Очень может быть, что одно это поможет вам установить над ними контроль», — советует Марк Брекетт, директор Йельского центра эмоционального интеллекта. Воспользуйтесь теми методиками релаксации, которые наиболее эффективны для вас: дыхательными упражнениями, медитацией, выключением из рабочего процесса, физическими упражнениями, прогулками. Другими словами, дайте себе время остыть — и, скорее всего, как только эмоции утихнут, вы найдете куда более конструктивное решение проблемы.

2. Взгляните на ситуацию шире. Почему так важно снизить эмоциональный накал? Это позволит вам почувствовать пропорции. Йоханн Берлин, гендиректор TLEX Institute, объясняет: «Так как подобные ситуации представляются нам верхом несправедливости, мы чувствуем себя беспомощными и теряем способность объективно оценивать картину происходящего. Мы или полны решимости сражаться до последнего, или просто замыкаемся в себе. Другими словами, нами управляют либо слепой гнев, либо уныние и стыд. Но именно в этот момент нужно отвлечься от переживаний и задать себе вопрос: каким мы видим успешный выход из этой ситуации? В чем он заключается: в победе или во вновь обретенном чувстве уверенности и контроле над своей жизнью?». Проведенные исследования доказывают, что такие отрицательные эмоции, как стресс и подавленность, сужают наше восприятие действительности и заставляют нас сосредотачиваться на себе и своих чувствах. Иначе говоря, мы перестаем трезво оценивать происходящее. Все мы хорошо понимаем, что мы не в лучшей форме, когда расстроены, поэтому, чтобы найти конструктивное решение, первым делом необходимо выбраться из этой ловушки негативных мыслей.

3. Научитесь сочувствовать — и прощать. «В эти непростые моменты вам может показаться, что ваша жизнь погрузилась в беспросветный мрак, однако, как бы странно это ни звучало, вы можете себе помочь, развивая сострадание и способность прощать», — утверждает Берлин. И действительно, как показывают исследования, прощение приносит наибольшую пользу именно тому, кто прощает. Оно помогает забыть об обиде, поднимает настроение, улучшает самочувствие и даже в буквальном смысле облегчает походку.

Кэролин смогла найти в себе силы простить зачинщика лживой сплетни, и это действительно помогло ей освободиться от собственных отрицательных эмоций. В результате она почувствовала прилив энергии и стремление доказать свою правоту, вопреки всем наговорам злых языков. Она подключила свое воображение и придумала новые необычные способы, как ей найти с коллегами общий язык и проявить свое истинное отношение к рабочей этике. «Разумеется, когда вы сильно расстроены, сложно заставить себя испытывать положительные чувства. Вот почему такие методы снятия стресса, как занятия йогой, дыхательные упражнения и медитация, помогут вам сориентироваться и собраться с новыми силами», — отмечает Берлин.

4. Перестаньте отождествлять себя с происходящим. Вы должны понять, что эта ситуация может быть никак не связана с вами. Майкл Краус, доцент Школы менеджмента при Йельском университете, подчеркивает, насколько важно перестать идентифицировать себя с ситуацией: «Люди, которые сталкиваются с подобным поведением, должны отчетливо осознавать, что проблема вовсе не в них, а в тех, кто боится потерять свое место в организации. Такие сотрудники обвиняют других, распространяют о них слухи и стараются навредить, чтобы защитить свое хрупкое положение. Лжецы хотят вас унизить в надежде, что это позволит им выглядеть чуточку лучше на вашем фоне».

В то же время нужно быть честными с самими собой. Как замечает Уиллер: «Иногда люди говорят о вас нелицеприятную правду, но вы не в состоянии себе в этом признаться». Важно понять, есть ли рациональное зерно в том, что о вас говорят.

5. Продумайте свои ответные действия. Если вы знаете, кто стоит за этими слухами, то, как бы неприятно и неловко вам это ни казалось, Уиллер рекомендует обратиться напрямую к их главному разносчику и высказать ему свою точку зрения на происходящее. Если вы честно ему расскажете о той боли, которую вам причиняют наговоры, возможно, вам удастся изменить его отношение. При этом, как и в других случаях, важно уметь отстраниться от ситуации и держать свои эмоции под контролем. Уиллер советует: «Прежде всего вам нужно сохранять в этом разговоре мирный настрой, чтобы завоевать его сочувствие». Вы должны быть абсолютно спокойны и собранны.

Кэролин обратилась к своим бывшим коллегам в надежде выяснить, откуда пошли эти слухи, однако ей так и не удалось найти их источник. В подобных случаях Уиллер рекомендует «воспользоваться помощью своих друзей и знакомых, честно поведав им свою историю, чтобы они в какой-то мере противодействовали сплетням».

6. Время на вашей стороне. Помните, что время на вашей стороне. Краус советует: «Оказавшись в роли жертвы, вы должны готовиться к длительной борьбе. Репутация — это основной капитал, приобретенный в результате долгой работы с многочисленными коллегами. Одна сплетня может навредить вам на короткий срок, но в долгосрочной перспективе мнение о вас должно измениться к лучшему». Уиллер также рекомендует быть максимально порядочными в работе и поведении, предоставив говорить за вас вашим действиям.

7. Думайте о хорошем. Мы знаем, что человеческий разум склонен сосредотачиваться на негативе. В то же время исследования показывают, что в течение дня мы в три раза чаще сталкиваемся с положительными событиями, чем с отрицательными. В любой отрезок времени в нашей жизни происходит много хорошего. Возможно, вам нравится то, чем вы занимаетесь на работе — или вы довольны своей зарплатой, или разделяете ценности своей организации. Быть может, это радость, которую доставляет вам семья, хобби, спорт или работа на общественных началах. Когда мы сосредотачиваемся на этих счастливых моментах и по-настоящему ими дорожим, это приносит нам больше удовольствия и удовлетворения. Мы чувствуем благодарность за все хорошее в нашей жизни, что помогает нам преодолевать все остальное. Кэролин посвящала много времени общественной работе. В ней она черпала радость и энергию, которые позволяли ей справляться с жизненными трудностями.

8. Помните, что вы не одни. Пожалуй, самое трудное в этом деле — это чувство одиночества. Однако Краус напоминает, что «подобное поведение, вероятно, в порядке вещей в организации, а значит, вы не единственный, кому приходится иметь с ним дело. Наверняка есть и другие люди, которые с этим сталкиваются, и этот факт может послужить основой для налаживания новых знакомств и альянсов с коллегами». Кэролин позже узнала, что корпоративная культура и атмосфера в ее новой организации действительно оставляют желать лучшего. Проведенный опрос показал, что большинство сотрудников были крайне недовольны руководством и в целом чувствовали себя несчастными. Другими словами, негативное поведение, с которым она столкнулась, отражало наличие куда более серьезных проблем.

Да, если вы оказались объектом офисных сплетен, то эта ситуация кажется вам невыносимой, особенно когда эти слухи не имеют под собой никаких оснований. Увы, мы не всегда можем контролировать то, что говорят о нас другие, но наше отношение к этому и наша реакция — полностью в наших руках.

Об авторе: Эмма Сеппала — психолог-исследователь из Стэнфордского университета, вице-президент Центра по исследованию альтруизма и эмпатии.

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена