Как просить прощения по-настоящему | Большие Идеи

? Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как просить
прощения по-настоящему

Почему многие из нас не умеют извиняться и как научиться это делать

Автор: Джозеф Гренни

Как просить прощения по-настоящему

читайте также

Дин Кунц: «Не могу представить, что я буду делать, если брошу писать»

Элисон Биард

Как мотивировать команду активно участвовать в совещаниях

Луис Веласкес

Думать как менеджер

Генри Минцберг,  Джонатан Гослинг

Почему степень MBA мешает понимать людей

Жаклин Картер,  Марисса Эфтон,  Расмус Хогард

Большинство из того, что написано об извинениях, по сути является призывом к манипуляции, поскольку сосредотачивается на технических приемах и применении психологических знаний для «вытягивания» прощения из других. Но принцип «Что я должен сказать, чтобы заставить своего босса/ребенка/соседа снова мне доверять?» способен загубить всякое доверие. В идеале же просьба о прощении должна быть не орудием убеждения, а плодом личного изменения.

Приведу пример из собственного опыта. Лет десять прошло с тех пор, как я в последний раз провалил презентацию. И я думал, что достаточно знаю себя и свой материал, чтобы этого больше никогда не случилось. Но несмотря на это недавно я выступал с презентацией, которая провалилась. Я обращался к людям, которые для меня очень важны. И как-то так вышло, что некоторые мои слова и действия оказались неверными. Некоторым участникам показалось, что несколько моих примеров были обидными. Другие расстроились из-за того, что я говорил о том, о чем они уже слышали.

Обратный рейс был для меня мучительным. Сидя в самолете и размышляя над этой встречей, я начал сочинять письмо, где сообщал заказчикам о своих чувствах. Это требовало от меня большого смирения. Вот те мысли, которым я руководствовался при создании письма.

Исходите из правильных побуждений. Извинения могут решать одну из двух задач: вернуть доверие или вернуть собственную верность самому себе. На мой взгляд, если ваша цель – лишь вернуть доверие, ваш мотив предполагает манипуляцию окружающими. Когда мы не соответствуем ожиданиям окружающих, мы подрываем их доверие к нам. Другие люди могут потерять доверие либо к нашим мотивам, либо к нашим способностям, либо к тому и другому. Они придут к выводу, что нам безразличны их интересы или что у нас не хватает компетентности.

Например, после моей недавней презентации клиент мог прийти к следующему выводу: «Джозеф не знает, что важно услышать нашим менеджерам» (то есть «мы больше не верим в его компетентность»). Или, возможно, они заподозрили следующее: «Джозеф просто поленился. Ему настолько наплевать на нас, что он не потрудился подготовиться как следует» (то есть «мы больше не доверяем его побуждениям»).

Вот какую проблему в отношениях создают неудачи. Но есть и более глубокая проблема – верности самому себе. Это несоответствие того, что я сделал, тому, кем я стараюсь быть. Моя цель – улучшать жизнь людей и организаций. В тот день я не соответствовал собственным желаниям. Это – проблема моей собственной цельности.

Слишком часто эксперты предлагают нам советы по поводу того, как правильно извиняться, подразумевая, что наша главная проблема – проблема в отношениях. Они полностью оставляют в стороне проблему нашей собственной цельности и относятся к прощению как к деньгам на счету должника: если уровень доверия низкий, нам нужно добавить денег на счет, чтобы он из красной зоны вернулся в обычную. Это фундаментально недобросовестная и манипулятивная форма извинения. Это попытка присвоить себе незаработанное доверие.

Я хотел, чтобы моей главной заботой в этом мучительном полете домой была проблема верности самому себе. Я решил посвятить время размышлениям о том, как я не соответствовал желаемому мной представлению о самом себе, а не просто тому, что хотел от меня клиент. Только в этом случае я могу породить такую просьбу о прощении, которая заслуживает рассмотрения. Извинения, которые «подействуют», должны заслуживать того, чтобы подействовать, поскольку они исходят из искреннего раскаяния и решимости больше так не поступать. Вы должны стремиться не вернуть доверие, а заслужить его. И мы должны меньше волноваться о том, как нам извиниться, и больше заботиться о том, как нам заслужить прощение.

Самолет оторвался от земли, и я начал понимать, где и как я стал небрежным и невнимательным к особым нуждам тех, кому я преподаю. У меня случилось головокружение от успеха: прекрасные отзывы, которые я получал в течение долгого времени, помешали мне увидеть те частные случаи, когда я не предусмотрел все возможные сложности.

Учитесь на ошибках. Я не заслуживаю доверия других людей до тех пор, пока не заслужу собственного. Когда мое сердце почувствовало раскаяние, я должен задуматься о новых обязательствах, которые должен взять на себя, чтобы исправить прошлые ошибки и не допустить промахов в будущем. Я обязан признать все негативные последствия моих действий. Мне следует внимательно прислушаться к окружающим, чтобы узнать, в чем именно я не оправдал их ожиданий.

Я могу честно рассказать им о своем видении ситуации, но моя главная цель – почувствовать себя в их шкуре и увидеть свое поведение с их точки зрения. Затем мне надо принять решение и повысить свою старательность и компетентность, чтобы в будущем быть именно таким, каким я хочу быть.

Пока мой самолет летел, я размышлял над тем, что мне сказал клиент. Я отложил всякие самооправдания и посмотрел на ситуацию с его стороны. В результате я решил (помимо прочего) никогда не использовать шутки, которые могут обидеть хотя бы одного человека. И я принял решение более четко обговаривать, чего от меня ожидают люди, которым я оказываю услуги.

Принесите извинения с правильными мотивами. Самая лучшая манера извиняться – это показать другим то, как вы отчитываетесь перед самим собой. Такая просьба о прощении позволяет другой стороне открыто взглянуть в ваш личный мир, где вы ведете беседу с собственной совестью, то есть отвечаете на их чувства и выносите суждения о своих действиях. Цель извинения – ни в коем случае не получить что-либо от другого человека. Это – его решение. Некоторые люди не спешат прощать, другие всегда готовы извинить вас. Но это не в вашей власти. Вам подконтрольна лишь та скорость, с которой вы возвратите цельность самому себе.

Мое сообщение клиенту начиналось так: «Вчера моей целью было помочь вам в вашей жизненно важной работе. И я не только не помог, но, похоже, что для некоторых ваших менеджеров я стал помехой. Мне очень жаль…»

Цель извинений заключается не в том, чтобы восстановить доверие. Нужно убедить других в том, что мы его заслуживаем.

Об авторе. Джозеф Гренни — эксперт в области бизнес-стратегии, его книги переведены на 28 языков. Основанная им компания VitalSmarts предлагает новаторский подход к корпоративным тренингам и подготовке руководителей.