Наш невербальный язык говорит за нас | Большие Идеи

? Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Наш невербальный язык говорит
за нас

То, как мы говорим, не менее важно, чем то, что мы говорим.

Автор: Хараламбос Влачоуцикос

читайте также

Вежливость большинства

Елена Евграфова

Темперамент организации

Чепкасов Игорь

Все на новенького: как руководителю завоевать признание коллектива

Алексей Штейнгардт

Модель Netflix

Майкл Смит,  Рахул Теланг

Кроме слов, которые мы более или менее тщательно выбираем, излагая свои мысли, кроме громкости и тембра голоса нашим собеседникам многое сообщают еще и наши жесты, позы, мимика — так называемый невербальный язык. Именно поэтому мы так внимательно следим за тем, как на нем «говорят» другие. Более того, есть исследования, доказывающие, что этот язык может даже повлиять на наш гормональный фон, что, в свою очередь, отразится на наших решениях и восприятии риска. Значит, то, как мы говорим, не менее важно, чем то, что мы говорим.

Однако, несмотря чуткость к невербальному языку других, мы совершенно не знаем свой собственный. Думаю, во многом оттого, что нам трудно представить самих себя настоящих. Мы слишком часто идеализируем себя, но большинство из нас совсем не такие, как нам кажется, и потому нам стоило бы попробовать увидеть себя в истинном свете, без прикрас.

За свой долгий трудовой путь я понял, что лучший способ познать себя и докопаться до истоков своих неосознанных реакций, — это систематически проводить ревизию некоторых типичных причин негативного невербального языка. Прежде чем идти на встречу, например, возьмите за правило задавать себе несколько вопросов.

Когда я последний раз ел? Физические состояние очень сильно сказываются на эмоциональном состоянии и, следовательно, на невербальном языке, за которым чутко следят ваши коллеги и подчиненные. Если вы уже несколько часов не ели, поешьте. Сходите в туалет. Удержитесь от лишней чашки кофе.

Есть ли у меня проблемы в отношениях с теми, с кем мне предстоит встретиться? Если вы не осознаете свои чувства к людям, с которыми вскоре будете разговаривать, они наверняка как-нибудь да проявятся. Предположим, вас раздражает подчиненный. Это может проявиться в том, как вы говорите, в какой позе — открытой или закрытой — стоите или сидите, и помешать конструктивному общению. Значит, накануне встречи проанализируйте, какие проблемы связаны с человеком, с которыми вы будете общаться, и какие чувства вы испытываете к нему.

Хорошо ли я подготовился? Если вы не готовы к встрече, вам придется импровизировать. Вы будет пристально следить за ходом дискуссии и думать о том, как бы не показать свою неосведомленность. Те, кто плохо подготовлен, скрывают это, говоря без умолку, — чтобы никто не догадался, что они не в курсе дела. При этом все негативные невербальные «высказывания» становятся очевиднее. Более того, люди почти совсем перестают следить за своими жестами, позами или мимикой, если все их мысли о том, как бы не попасть впросак. В этом случае отложите встречу до лучших времен или честно признайтесь, что вы не подготовились. Если это вы не можете сделать, то лучше всего на встрече молчать, ну а в следующий раз быть во всеоружии.

Не злюсь ли я? Если вы чем-то рассержены, отмените встречу. Гнев обязательно найдет выход — вербально или невербально. Много лет назад, когда я руководил в Греции нашим семейным бизнесом, связанным с экспортом и импортом, один из моих подчиненных совершил серьезную ошибку, из-за которой греческая таможня выставила нам огромный штраф. Я уже собирался вызвать провинившегося к себе в кабинет, чтобы устроить ему головомойку, но вдруг понял, что надо бы взять себя в руки и успокоиться. Я подождал немного, а затем пошел к нему, тихо сказал, что знаю об ошибке, и попросил написать объяснительную записку: почему произошла ошибка и как подобного можно было бы избежать в будущем. На следующий день я получил подробный отчет — и несколько очень полезных советов, как отладить работу. Я с благодарностью воспользовался ими.

Пока я рассказывал о правилах подготовки к деловой встрече, но следить за собой нужно и во время нее. Конечно, постоянно контролировать себя невозможно, но в ваших силах многое изменить в лучшую сторону. Для этого периодически задавайте себе хотя бы эти два вопроса.

Не совершаю ли я какие-нибудь неконтролируемые движения? Если вы спокойно сидите и слушаете, то все, наверное, хорошо. Но если вы ерзаете на стуле, барабаните пальцами, что-то чиркаете на бумаге или, что самое неприятное, то и дело поглядываете на телефон, то можете быть уверены: говорящий почувствует, что вам совершенно не интересно то, о чем он рассказывает. Обратите также внимание на то, как вы слушаете — сидя или стоя, смотря на собеседника или в окно? Отражает ли ваша поза внимание? Или вы сидите, откинувшись назад, сложа руки, демонстрируя нетерпение или скептическое отношение к выступающему? Это особенно важно, если вы руководитель, потому что все остальные будут следить за вашей реакцией.

Перебиваю ли я собеседника? В пылу дискуссии люди время от времени перебивают друг друга, это нормально. Но если вы делаете это часто, то ваши собеседники могут подумать, что вы не слушаете их — или пытаетесь замаскировать свою неосведомленность. Если вашему оппоненту кажется, что вы не доверяете его аргументам, он может обидеться и замолчать. Проанализируйте, не слишком ли часто вы перебиваете других, а заодно обратите внимание на свой невербальный язык — о чем он говорит: об уважении к людям, об удовольствии их видеть, или, наоборот, о неприязни к ним?

Менеджеры, тем более заваленные работой, особенно часто не считают нужным следить за своим невербальным языком. К беседе с вышестоящими они готовятся, ведь каждому хочется выглядеть умными, вежливыми и заинтересованными в глазах начальства, и во время самой встречи больше следят за собой. Но руководителям, по их мнению, незачем, да и некогда думать о том, как они взаимодействуют с подчиненными и коллегами.

Вряд ли можно устранить все шероховатости в общении, но мы должны хотя бы попытаться осознать их и их негативное воздействие на других. В любом случае, взаимодействуя с людьми, очень полезно смотреть на себя со стороны. Так вы постепенно привыкаете анализировать свои манеры и вскоре начинаете делать это автоматически. Это значит, что со временем вам не надо будет постоянно так жестко контролировать себя.