читайте также
Пару лет назад президент крупного АПК, говоря о различиях между Россией и Европой, привел такой пример. На Западе фермер спокойно отпускает скот пастись на выгоне, у нас же это немыслимо: чтобы сохранить поголовье, нужно приставить к стаду вооруженную охрану. Значит, при прочих равных объем затраченного труда на производство килограмма мяса или литра молока возрастает, а производительность труда падает. Этот пример — наглядная иллюстрация к теории, согласно которой недостаток социального капитала снижает эффективность производства.
Социологи называют социальным капиталом неформальные ценности и нормы, разделяемые неким сообществом. И слово «капитал» здесь не случайно. «Социальные ценности — такие как честность, взаимность, выполнение обязательств... имеют осязаемую стоимость... и помогают группам, которые их придерживаются, достигать общей цели», — пишет в своей книге «Великий разрыв» американский социолог, профессор школы углубленных международных исследований при университете Джонса Хопкинса и безусловный авторитет в своей области Фрэнсис Фукуяма. Общие ценности создают доверие между членами сообщества, а «доверие подобно смазке, которая делает работу любой группы или организации более эффективной».
Увы, социальный капитал российского общества весьма и весьма невелик. О нем можно судить, например, по такому эпизоду. Недавно, выезжая из своего двора, я задела зеркалом заднюю стойку соседней машины. Царапин вроде не осталась, только следы краски, но все же я написала ее хозяйке записку, пообещав возместить ущерб. Вечером я рассказала о случившемся друзьям. Реакция этих молодых людей была однозначной и категоричной: они заявили, что, оставив записку, я сваляла дурака. Теперь, наставляли они меня, эта женщина не упустит возможности обновить краску на своей машине за мой счет. Такое недоверие типично для нашего общества. Точно так же отреагировали бы мои родители и многие другие люди. Правила поведения, нормы и ценности — это проявление культуры, а культура есть унаследованный этический навык. Об этом писал еще Аристотель, Фукуяма же развивает эту мысль в книге «Доверие», главная идея которой в том, что от степени доверия в обществе зависит его благосостояние.
Довольно сложно изменить унаследованные этические навыки и привычки в огромной стране, однако в отдельно взятой корпорации это сделать можно. О такой важной проблеме, как доверие между людьми внутри компании, и о причинах его утраты — статья Роберта Гэлфорда и Энн Драпо «Веришь — не веришь», которую мы публикуем в рубрике «Классика HBR».
Кстати, соседка не взяла с меня денег. Она решила, что никакого ущерба я ей не нанесла, потому как стойка уже до этого была слегка помята и требовала ремонта. Более того, она горячо поблагодарила меня за готовность возместить ущерб. Вот так совершенно неожиданно я установила хорошие отношения еще с одним соседом в моем новом доме. А, учитывая, что в нем всего 12 квартир, это существенный вклад в социальный капитал нашего отдельно взятого сообщества.