Юмор – лучший информатор | Большие Идеи

? Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Юмор –
лучший информатор

Автор: Стюарт Томас

Юмор – лучший информатор

читайте также

Три шага назад: что делать, если вы слишком много делегировали

Энн Шугар

Наука убеждать: нужно выйти за рамки своих возможностей

Марк Гоулстон

Работа над ошибками: почему не нужно верить жалобам на проблемы с коммуникациями

Арт Маркман

Как научиться влиять на людей

Ребекка Найт

Давным-давно, еще за четыре года до краха Enron, сотрудники международного отдела этой компании собрались на корпоративную вечеринку. За официальными речами последовали скетчи и веселые представления - команде, подготовившей самое удачное шоу полагался приз. В 1997 году главной темой этих скетчей была менеджерская смекалка. Одно из шоу представляло собой пародию на “Волшебника страны Оз”, и в роли Злой Колдуньи выступила Шеррон Уоткинс - та самая сотрудница, которая впоследствии послала гендиректору Enron Кену Лею знаменитое предупреждение о том, что финансовые скандалы могут погубить корпорацию. Другому персонажу, Дороти, нужно было разыскать Колдунью и добиться от нее одобрения сделки. Спутниками Дороти были менеджеры: у одного из них отсутствовали мозги, у другого – сердце, а третьему, Трусливому Льву, не хватало смелости представить честный отчет, и поэтому он занимался приписками. Был в пьесе и Волшебник. Он прятался за занавесом, а затем оказалось, что у него не было современных компьютеров, не было финансовой интуиции – вообще ничего не было. Короче говоря, он тоже оказался мошенником. Эту роль играл Энди Фастоу. Его персонаж говорил, что для успеха в Enron не надо ни мозгов, ни сердца. Обращаясь к коррумпированному Льву, он сказал: “Вот такие парни мне по душе!”

Это происходило на сцене, а в жизни Фастоу вскоре занял пост финансового директора Enron. Как утверждается, именно он стал организатором мошеннических схем, призванных замаскировать ухудшение финансового положения компании. Когда занавес, скрывавший истинную ситуацию в Enron, поднялся, энергетический гигант рухнул. Для большинства сотрудников корпорации и для всего бизнес-сообщества это стало неожиданностью. Но ведь весь сюжет содержался в той шуточной пьеске! И точно та же идея звучала в шутке, обошедшей офис Enron после публикации отчета за 1997 год. На обложке отчета был изображен лес c большим листком посередине – остряки назвали документ “фиговым листком”.

Эта история – хороший урок: если хотите побольше узнать о компании, изучите ее юмор. Часто люди в шуточной форме высказывают неприглядную правду. Именно поэтому монархи держали при себе шутов: насмешники помогали пробиться к правде сквозь вязкий слой придворной лести. Сегодня такую же роль играет сатира в СМИ.

Этот принцип применим ко всем компаниям мира. Шуточные программы и представления на дилерских конференциях, остроты, звучащие на заседаниях и семинарах, шутки в электронных посланиях – все это ценнейший источник информации о том, что происходит в организации.