Что нужно знать об истории России ХХ века | Большие Идеи

? Экономика

Что нужно знать об истории России
ХХ века

Мир нужен всем и всегда. Но мало какой стране он так был нужен, как России 1910-х годов.

Автор: Мариэтта Чудакова

Что нужно знать об истории России ХХ века

читайте также

Мудрые руководители не стремятся все знать

Джеффри Стибел

Свежий номер Harvard Business Review Россия

Самоорганизуйтесь!

Тиколл Дэвид

Что не так в споре Facebook и Apple о персонализированной рекламе

Барт де Ланге,  Стефано Пунтони

Мир нужен всем и всегда. Но мало какой стране он так был нужен, как России 1910-х годов.

Оправившись от психологического шока поражения на Дальнем Востоке, от экономического кризиса начала века, от изнурившего общественную жизнь терроризма и зрелища противостоящих ему виселиц, на которые нормальный человек тоже не может взирать равнодушно, Россия — повторю! — двинулась вперед.

Экономический подъем ее был в те годы очевиден. В это время сравнительно далеко от границ России раздался выстрел.

…Утром 28 июня 1914 года эрцгерцог Франц Фердинанд, племянник и наследник 84-летнего австрийского императора Франца Иосифа, прибыл с женой Софи в Сараево. В его карету бросили бомбу, но неудачно — не для эрцгерцога, а для сербских террористов.

Один из них, увидев это, принял яд. Бог знает почему, он не подействовал. Но был другой исполнитель — совсем юный боснийский студент Гаврило Принцип. Члены террористической организации «Млада Босна», молодые люди, ценою человеческих жизней намеревались объединить все южнославянские народы в одно государство, вне власти Австро-Венгрии.

Услышав взрыв, студент отправился в кафе — отпраздновать удачу. А выходя из кафе, увидел живого и невредимого эрцгерцога! Он кинулся к его карете и дважды выстрелил из револьвера в упор. Смертельно раненая Софи упала на колени мужа. Он, также раненый смертельно, обхватив ее голову, закричал, чтоб она не умирала — ради детей!…

Оба умерли по дороге в больницу — с интервалом в пятнадцать минут. Гаврилу схватили; принятый им яд тоже непонятным образом не подействовал.

Людям наших дней трудно представить себе специфическую ситуацию тех лет: вопрос о том, быть или не быть мировой войне, решали три близких родственника.

Король Великобритании Георг V и царь Российской империи Николай II были двоюродными братьями и походили друг на друга как близнецы. Кайзер Германской империи Вильгельм II приходился российскому императору троюродным дядей и — кузеном его жене Александре. К тому же Георг и Вильгельм были внуками британской королевы Виктории, а Николай Второй был женат на ее любимой внучке…

28 июля 1914 г., ровно через месяц после убийства наследника австро-венгерского престола, Австро-Венгерская империя объявляет войну Сербии. Сразу вслед за этим объявлена мобилизация в России. Она, конечно, насторожила и Австро-Венгрию, и Германию.

Будет ли война мировой — зависело от трех венценосных родственников.

«Твой крайне искренний и преданный друг и кузен», — подписывает кайзер телеграмму русскому императору 29 июля 1914 года. В Германии уже вовсю идет скрытая мобилизация: рассылаются повестки резервистам.

31 июля Николай II пишет кайзеру: «Сердечно благодарю тебя за твое посредничество, которое дает мне надежду, что все еще может решиться миром. Технически невозможно остановить наши военные приготовления, которые являются ответом на австрийскую мобилизацию. Мы далеки от того, чтобы желать войны».

Кайзер пишет российскому кузену 1 августа: «Наша давняя крепкая дружба должна, с Божьей помощью, предотвратить кровавую бойню».

В тот же день, 1 августа, Германия объявляет войну России. Начало «кровавой бойне» положено.

4 августа кузен Георг берет сторону российского кузена — Великобритания объявляет войну Германии.

6 августа Российская империя, желая защитить Сербию, объявляет войну Австро-Венгерской монархии — делает шаг навстречу своей гибели.

Могла ли Россия удержаться на краю европейского котла, ограничить свои военные действия?.. Голоса историков делятся, пожалуй, поровну.

Важно знать: Сербия не имела тогда союзного договора ни с одной из стран будущей Антанты, включая Россию. Иными словами, никто не имел обязательств за нее воевать. И решение Николая II о мобилизации, приведшее к роковому для России (и в конечном счете — для него и его семьи) вступлению в войну, было принято им добровольно, по сугубо этическим соображениям: он хотел «заступиться за братскую православную Сербию».

Итак, Россия вступилась за славян Сербии как за кровно близких и единоверцев (глава Сербии действительно со слезами на глазах просил защиты). Пожалуй, стоит напомнить некоторые, давно забытые всеми, кроме профессиональных историков, факты. Они помогут понять, что Сербия начала ХХ века — конечно, конфессионально и этнически близкая России, но весьма непростая страна.

Король Сербии Милан IV Обренович в 1889 году отрекся от престола в пользу 13-летнего сына Александра.

Подросток-король, подчиняясь указаниям отца, арестовал своих регентов и министров и объявил себя совершеннолетним. В 1900 году он, к неудовольствию решительно всех, женится на фрейлине своей матери; Драга старше его на 15 лет; брак оказывается бездетным; Александр намеревается передать престол другой, Черногорской династии. Это опять-таки никому не нравится. И весной 1903 года офицеры белградского гарнизона организуют заговор — с целью убийства королевской четы.

Это не новость в истории, но важны подробности. Ночью, проникнув во дворец, с ними расправились с необычайной жестокостью. «Когда убийцы натешились вдоволь над беззащитными трупами, они выбросили их через окно в дворцовый сад, причем труп Драги был совершенно обнажен»*. Тела королевской четы еще несколько дней пролежали под окнами их дворца. Вместе с ними были убиты премьер-министр и военный министр.

Европа была в ужасе от столь очевидного злодеяния. К сожалению, оно было публично одобрено в проповедях первых лиц Сербской Церкви.

Организатор убийства капитан Драгутин отнюдь не был наказан новым монархом (тем самым, кто в 1914 году слезно умолял русского царя о помощи). Он был основателем тайного террористического общества «Объединение или смерть» (подразумевалось объединение южнославянских земель), именно он отправил в 1914 году в Сараево трех юношей — боснийских сербов, один из которых был Гаврило Принцип.

Защитив единоверцев, Россия, так сказать, сохранила лицо. А что она потеряла — станет понятно только через несколько лет.

* Теплов В. А.. Сербская неурядица. СПб., 1903.