Что нужно знать об истории России ХХ века | Большие Идеи

? Экономика

Что нужно знать об истории России
ХХ века

В 1910 году, Россия, так долго запрягавшая, начала свой решительный заезд.

Автор: Мариэтта Чудакова

Что нужно знать об истории России ХХ века

читайте также

Правда ли, что женщины-руководители лучше мужчин?

Джек Зенгер,  Джозеф Фолкман

Что нужно менять в продажах прямо сейчас

Андрис А. Золтнерс,  Крис Морган,  ПК Синха,  Салли Э. Лоример

Бег с препятствиями

Анна Натитник,  Евгения Чернозатонская

Сотрудники категории «А»

Беккер Брайан,  Битти Ричард,  Хьюселид Марк

В 1910 году, Россия, так долго запрягавшая, начала свой решительный заезд.

Через полвека после Великой реформы Александра II стали сказываться ее очевидные плоды — во всех областях жизни.

Страна, в середине ХIХ века — еще крепостная и безнадежно, казалось, отстававшая от развитых стран мира, теперь, оправившись от общего кризиса начала ХХ века, стремительно набирала темп движения вперед.

Видны были успехи в промышленном развитии. Росли площади посевов, урожайность, сбор зерна на душу населения (на 20%).

В 1914 году страна займет 1-е место в мире по производству зерна и будет вывозить на продажу такую его массу, которая составит четверть всего мирового экспорта! А чтобы Россия ввозила зерно — такое любому ее жителю могло привидеться в те годы разве что в горячечном бреду. (Известны сардонические слова Черчилля при этом известии в 1963 году: «Раньше я знал, что умру от старости, а теперь я думаю, что умру от смеха: Россия, которая кормила полмира, ввозит зерно!..».)

Но в 1914 году до этого еще далеко.

«...Города растут у нас с поистине американской быстротой, — писали в 1914 году в Записке, представленной правительству, члены Совета съездов представителей промышленности и торговли. — ...Этот процесс, в силу происходящих сейчас коренных изменений в жизни сельскохозяйственного населения России, пойдет несомненно с возрастающей быстротой и лет через 20—30 мы увидим, быть может, картину самых крупных в этой области перемен».

Экономисты предсказывали, что «рост городской жизни вызовет переворот в нашей промышленности», — ожидалось рождение целых новых отраслей промышленности.

Пропускная способность железных дорог России в эти годы — выше, чем в США (впоследствии в это трудно уже будет поверить).

Едва не догнав Францию, Россия вышла по доле в мировом промышленном производстве на пятое место в мире. И смотрела в те годы в будущее с совершенно обоснованной надеждой.

…И когда заговорят через несколько десятков лет (и бездумно начнут повторять сегодня, в ХХI веке) об «успехах сталинской индустриализации» и будут оправдывать этими успехами немыслимое количество человеческих жертв (если не сказать — жертвоприношений на алтарь индустриализации), — надо бы кое-что вспомнить. А именно — ситуация 1910-х годов стопроцентно удостоверяет: при нормальном ходе исторической жизни России те же самые и гораздо большие успехи несомненно были бы достигнуты бескровным путем.

К 1910-м годам революционный террор последних десятилетий был наконец сломлен. Но не виселицами (террористы, — как и сегодняшние продолжатели их дела, — были готовы к смерти), а потерей у них доверия друг к другу после разоблачения одного из самых видных революционеров, возглавлявшего (вместе с Борисом Савинковым) Боевую организацию эсеров, — Азефа.

Он оказался провокатором и сексотом — секретным сотрудником охранки, работавшим одновременно и на нее, и на Боевую организацию. Шок от этого разоблачения потряс революционеров и вызвал волну самоубийств.

Затихало революционное движение в целом. Не было больше тайных типографий, нелегальных газет. Наступило, казалось, то самое успокоение, о котором мечтал Столыпин (застрелен в 1911 году в Киеве после ОДИННАДЦАТИ покушений: слишком многим мешал!) как об условии культурного и хозяйственного подъема.

Можно говорить о том, что Россия становилась — и даже, пожалуй, стала — правовым государством. То есть государство подчинилось «закону, который превыше государства. Закон четко определяет пределы государственного вмешательства в различные сферы жизни, одновременно фиксируя и защищая компетенцию власти. Главным действующим лицом выступает ГРАЖДАНИН — свободный и равноправный с другими человек, чьи права гарантируются и защищаются законом наряду с обязанностями. Человек свободен в силу того, что подчиняется не другому человеку, но закону, общему для всех. Государство вынуждено допустить существование ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, отдельной от государства сферы реализации интересов граждан и организаций*».

Эти годы стали временем взлета русской философии. Она резко отходила теперь от материализма (с его утверждением первичности материи по отношению к «духу», сознанию ), от марксизма.

Вообще умственная жизнь российской элиты заметно уходила от политики, от социальных проблем. Эти люди вряд ли предполагали, в какой страшной форме политика настигнет их — в недалеком будущем.

…Можно сказать, что это был наконец мирный год.

Огромная страна с населением в 163 с лишком миллионов, расселенных по губерниям и областям Европейской части, Сибири, Кавказа, Польши (так называемые Привислянские губернии), Финляндии и Средней Азии залечивала раны, нанесенные поражением в Русско-японской войне, а затем — Первой русской революцией 1905—1906 гг., расстрелами и виселицами по приговорам военно-полевых судов.

Подъем откликался в культуре. В 1910 году в России только в наиболее крупных издательствах вышло на русском языке 22 с лишним тысячи книг, общим тиражом 91 с половиной миллионов экземпляров. Выходило около двух тысяч газет и журналов.

И Европа с любопытством повернула голову в сторону России.

Сезоном 1909/1910 гг. начались дягилевские «Русские сезоны» в Париже, сразу ставшие знаменитыми. Началась напористая экспансия русского балета в Европу — с лучшими танцорами и танцовщицами, с музыкой Римского-Корсакова и Стравинского, в оформлении прославленных художников «Мира искусств» — Александра Бенуа, Бакста, Головина…

Портрет во весь рост танцующей Анны Павловой работы В. Серова украсил Париж в начале первого русского сезона 1909/1910 года. Говорили даже, что он вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова.

Лучшие сборы делал балет «Клеопатра» — сюжет из истории Эллинистического Египта. Завораживала афиша сезона 1910 года также работы В. Серова — с изображением черноволосой, со жгучими глазами, обнаженной Иды Рубинштейн в роли Клеопатры.

Владела сердцами 24-летняя Надежда Плевицкая — исполнительница русских романсов и мрачно-веселой песни «Ехал на ярмарку ухарь-купец», который «думал деревню гульбой удивить». (Кто мог тогда предвидеть печальный конец певицы во французской тюрьме — разоблаченной и осужденной после выполнения преступного задания советских «органов»?..)

Живопись Кандинского, Малевича, Шагала давала импульсы художникам разных стран.

19 мая 1910 года прошла по небу комета Галлея — та самая, которой суждено приближаться к земле раз в 76 лет — и что-то провозвещать.

Гадали — что и кому она провозвещает на этот раз?

* Долуцкий И. И.. Отечественная история. ХХ век. 10—11 классы. Учебник… Ч. I. С. 35—36.