Что нужно знать об истории России ХХ века | Большие Идеи

? Экономика

Что нужно знать об истории России
ХХ века

Вскоре вся Россия зачитывалась «Рассказом о семи повешенных» Леонида Андреева, выдержавшим за десятилетие с 1908-го по 1918 год двадцать восемь изданий.

Автор: Мариэтта Чудакова

Что нужно знать об истории России ХХ века

читайте также

Необходима революция предпринимателей

Елена Евграфова

Без человека

Дондурей Даниил

Корпоративная дипломатия

Борис Щербаков

Почему опасно мыслить категориями

Барт де Ланге,  Филип Фернбах

Могли ли нравиться действия Столыпина — виселицы по всей стране? Но что было делать главе правительства, когда императорская семья не могла даже поехать из Петербурга в Москву на похороны ближайшего родственника — слишком велик был риск?..

Сама вдова губернатора просила императорскую чету (то есть родную сестру и зятя) не покидать Царское Село. Император не мог свободно передвигаться по стране, которой правил!..

За десятилетия, протекшие с 1870-х годов, Россия была уже наводнена глубоко идейными террористами-смертниками. Похоже, что в этом отношении мы и впрямь оказались, как поется в давней песенке советских лет, «впереди планеты всей».

Месяц спустя после назначения премьер-министра в приемную его государственной дачи (где летом жила и его семья) вошли в форме жандармских офицеров трое террористов. C возгласом «Да здравствует свобода, да здравствует анархия!» они швырнули бомбы — в портфелях.

27 посетителей были убиты на месте. 32 ранены. Шестеро скончались позже.

С балконом второго этажа рухнули на землю маленький сын Столыпина (остался жив) и 14-летняя дочь; два года после этого девочка не могла ходить — у нее были раздроблены обе ноги. Но первой фразой, которую услышал от Столыпина приехавший на место происшествия чиновник, была такая: «Это не должно изменить нашей политики; мы должны продолжать реформы; в них спасение России». Конечно, это был незаурядный человек.

Через неделю был принят указ о военно-полевых судах. Они могли быстро выносить смертные приговоры и вешать приговоренных.

Автор этой книги с 19 лет и по сию пору — убежденная противница смертной казни. Но вовсе не знаю, какой совет могла бы дать премьеру при таком размахе террора, окажись я в его времени.

Вскоре вся Россия зачитывалась «Рассказом о семи повешенных» Леонида Андреева, выдержавшим за десятилетие с 1908-го по 1918 год двадцать восемь изданий.

Реальной основой была казнь семерых членов «боевого летучего отряда» (среди них — две девушки). Они готовили покушение на министра юстиции и были выданы провокатором Азефом. Рассказ завершался психологически достоверными (по отзывам приговоренных к смерти и затем помилованных) картинами: в заснеженном лесу по двое уводят обреченных к виселице, перед этим они прощаются друг с другом. Описание задевало за живое.

Об авторском чтении вспоминал большевик Н. С. Ангарский: «Сам автор с трудом выдерживал тон спокойного рассказчика о страшных вещах. Мы едва сдерживали слезы. Закипала ненависть, хотелось бороться и отомстить палачам за все: за ужас русской жизни, за гибнущих в тюрьмах, на каторге, на виселицах… Такова была потрясающая сила искусства».

…Когда его партия пришла к власти, Ангарский стал издателем. Оценил начинающего писателя Михаила Булгакова. Напечатал повести «Дьяволиаду», «Роковые яйца» и очень старался напечатать «Собачье сердце» — верил, что повести, беспощадные к советской власти, могут быть ей полезны.

Потом оказался в советском концлагере. Затем его выпустили. Затем взяли второй раз. В 1940 году безвинно расстреляли.

И мы уже не узнаем, к кому именно у него «закипала ненависть» в советской камере смертников 1940 года — среди членов своей партии, ожидающих вместе с ним расправы от других членов этой же партии. Но зато точно знаем, что ни один рассказ о советских смертниках напечатан в те годы не был — не только десятками изданий, но и одним. И никто вообще ничего не узнал о страшных последних часах сотен тысяч невинных жертв.

Депутат от партии кадетов Родичев прямо на заседании Думы назвал петлю виселицы (атрибут военно-полевых судов) столыпинским галстуком.

Столыпин тут же вызвал его на дуэль.

Родичев, увидев, что его мало кто поддерживает, принес необходимые извинения. Однако словцо прилипло к Столыпину.

В советское время премьер так и войдет в школьное и вузовское преподавание «столыпинскими галстуками» и «столыпинскими вагонами». О трудностях, с которыми Столыпин столкнулся и был принужден их решать, равно как и о его заслугах, в советские годы, конечно, и речи не было.

Что за реформы он надеялся провести? По одной — крестьяне уравнивались в гражданских правах с другими сословиями, то есть освобождались от власти общины. Им предоставлялось право свободного — без специального разрешения общины — получения паспортов и выбора места жительства (через четверть века с небольшим, в 1932 году советская власть лишит их того и другого).

Указ, конечно, не мог обуздать каждую общину в громадной стране. От хорошего закона до его исполнения в России всегда была очень длинная дистанция.

Далее Столыпин рассчитывал достигнуть действительной свободы вероисповедания и устранить позорные ограничения для евреев.

В те годы все помнили недавний — 1903 года — ужасный кишиневский еврейский погром. Стариков, беременных женщин, маленьких детей убивали только за то, что они — евреи. Жгли их дома и бросали живыми в огонь.

Полиция не предприняла нужных и быстрых действий. И в российском образованном обществе сложилось устойчивое мнение, что погром происходил с ведома и даже с поощрения правительства, хотя на самом деле для правительства это скорее стало весьма неприятной неожиданностью. Но страсти темной толпы умело разжигались теми, для кого антисемитизм стал профессиональным занятием. Вина власти была в том, что она не ставила этому преград.

То, что погромы оставались, в сущности, безнаказанными, усиливало революционные настроения и толкало евреев в ряды революционеров.

Играла свою печальную роль черта оседлости: большинство евреев не имело права на постоянное жительство восточнее границ прибалтийских земель, Польши, Белоруссии и Украины (частей Российской империи), вообще в крупных городах — Киеве, Севастополе, Ялте, а также в селах.

Множество способных юношей, традиционно для еврейских семей жаждавших знания, были отсечены от гимназического и университетского образования процентной нормой: не более 3—5% в больших городах.

Как следствие — «не только богатые, но и среднезажиточные еврейские семьи посылали детей за границу — в университеты Германии, Австрии, Франции. Молодые люди возвращались в Россию не только с хорошим европейским образованием, но и с ненавистью к российской государственной власти, стесняющей жизнь еврейского народа несправедливыми и жестокими на их взгляд ограничениями. Подобные ограничения повсюду в Западной Европе были давно отменены. Так из культурной еврейской молодежи российская власть делала убежденных революционеров»*.

*История России. ХХ век: 1894—1939. М., 2009. Генеральный директор проекта и отв. редактор проф. А. Б. Зубов. С. 136 — 137. Курсив наш.