Что нужно знать об истории России ХХ века | Большие Идеи

? Экономика

Что нужно знать об истории России
ХХ века

Когда появились в России первые либералы?

Автор: Мариэтта Чудакова

Что нужно знать об истории России ХХ века

читайте также

Как оставаться оптимистом, когда вокруг всё ужасно

Билл Тейлор

Не дайте нервному истощению застать себя врасплох

Стивен Д'Суза

Взгляните в лицо своему страху стать ненужным

Рон Каруччи

Заразные кадры

Стивен Диммок,  Уильям Геркен

К концу ХIХ века в России явно обозначились два оппозиционных к самодержавной власти направления.

Одно готово было к медленной, но неустанной реформаторской работе — без пальбы, без кровопролития. Другое хотело достигнуть цели быстро — путем революционным, под грохот выстрелов.

Впрочем, как постепенно прояснилось, и цели у них тоже были разные.

Что это такое — либералы, либерализм? Либерализм — идеология, идейное течение. Главная его задача — защитить права личности, «обеспечить личности пространство для самореализации»*. Но не во всякой стране и не всегда эта задача актуальна для самих ее граждан. Десятилетия подавления личной свободы и личности могут полностью атрофировать у них желание обрести украденную свободу. Они перестают замечать ее отсутствие, привыкнув к нему.

Когда появились в России первые либералы?

По-видимому, еще в начале XIX века (поэтому смехотворно звучат невежественные суждения о том, что нам их сегодняшний «Запад» наслал…).

«Приход к власти Александра I ознаменовал начало новой эпохи. Закончился ХVIII век. Слово “свобода” носилось в воздухе. Тогда, на рассвете александровского царствования, быстрые преобразования казались возможны. Советниками молодого царя были все сплошь “европейцы” — по образованию и убеждениям…». К ним присоединился постепенно и молодой М. М. Сперанский. Он написал в начале века ряд политических записок, где утверждал — «государственный строй, существующий в России, должен измениться: деспотия призвана уступить место “истинной”, конституционной монархии». Размышлял о свободе человека, вслед за Кантом считая «свободу изначально данной человеку благодаря его разумной свободной воле»**. Полагают, что он и был у нас едва ли не первым либералом. Но Александр I в «Плане государственного образования», над которым особенно упорно работал Сперанский и против которого дружно поднялась верхушка дворянства, увидел угрозу самодержавию.

«Поздним вечером 17 марта 1812 года, после беседы с царем, в полицейской карете опальный фаворит отправился в ссылку в Нижний Новгород»***. Правда, через 4 с лишним года назначен пензенским губернатором, затем — губернатором Сибири, затем — возвращен в Петербург… Тем не менее его драматическая судьба поучительна для желающих понять историю России.

А вот для закругления темы — сегодняшний взгляд на либеральные воззрения: это когда «можно все обсуждать, кроме одного: человек важнее государства (то есть это не обсуждается, а постулируется. — М.Ч.). Да, примат прав человека, примат интересов человека должен быть определяющим для построения любого общества, а государство — это наемная группа людей, которые чистят мой унитаз, определяют мою внешнюю политику, собирают налоги и так далее»****.

Статья 2 главы 1 («Основы конституционного строя») действующей Конституции России, принятой в 1993 году, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Вопреки этому давно принятому во всем цивилизованном мире либеральному воззрению сегодня в России разными ее гражданами предлагаются такие варианты конституции, где «высшими ценностями России» провозглашаются «единство, неделимость, территориальная целостность и государственный суверенитет России», а также «ответственность России за судьбы мира и человечества» (!). А «человеческая жизнь, достоинство и свобода человека» поставлена в этом перечне «высших ценностей», увы, на 9-е место.

В конце ХIХ разгромленную партию «Народная воля» сменила близкая ей по революционному способу решения общественных задач партия эсеров (социалистов-революционеров). Впоследствии внутри нее выделилась Боевая организация партии. Она-то и занялась взрывами и выстрелами, продолжая дело народовольцев.

Сама же партия быстро завоевала внимание и доверие русских крестьян — она обещала им землю!..

Эсеры не верили Марксу — что только после надлежащего развития капитализма Россия созреет для революции. Они торопили историю — настаивали на низвержении самодержавия и немедленной организации общества по социалистической модели. Они надеялись, что капитализм России не понадобится — верили в стихийный социализм крестьян: зачатки его они видели в общине.

В основу программы партии эсеров легла концепция социализации земли — «изъятие всех частных земель и передача их в общественное владение после уравнительного передела»*****. Провозглашалось: земля — общая. Собственность на нее не предусматривается. Заведуют ею органы местного самоуправления.

Такое было понятно, поскольку опиралось на вековые общинные традиции. И понравилось крестьянам. Поэтому лозунг эсеров беспардонно позаимствуют потом у них большевики — из чисто тактических соображений: чтобы привлечь на свою сторону крестьян. И это им удастся.

*Алексей Кара-Мурза. Предисловие. В кн.: Российский либерализм: идеи и люди. М., 2004. С. 9.

**Ирина Худушина. Михаил Михайлович Сперанский: «Поменять шаткое своеволие на свободу верную…». В кн.: Российский либерализм… С. 13—15.

***Там же. С. 18.

**** Андрей Мовчан в передаче «Без дураков» на «Эхе Москвы» 2 августа 2014 г.

*****Долуцкий И.И. Отечественная история: ХХ век. 10—11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Ч. 1. С. 53.