читайте также
Так случилось, что во время грозы от стены дома отвалился и упал на мою машину кусок штукатурки. На капоте образовалась десятисантиметровая вмятина. Я позвонила в страховую, там велели вызывать милицию. Набрала 112, мне строго сказали ждать, не двигаясь с места. Патруль из двух полицейских приехал довольно быстро, осмотрел повреждение и отправил меня в ближайшее отделение. Там крепкий мужчина тридцати примерно лет дал две бумаги — я их заполнила. Минут десять он переписывал показания в какие-то свои файлы, потом вызвал вежливую девушку в форме, которая отправилась вместе со мной к машине и, задав уточняющие вопросы, описала несчастную вмятинку. Она доложила старшему, что показания подтвердились и повреждение имеется. Он удовлетворенно кивнул, выписал справку и сказал, что передаст дело участковому. Теперь нужно подъехать уже к этому полицейскому (пятому по счету — это без девушки, принимавшей вызов) и получить уже какую-то окончательную бумагу для покрытия ремонта.
Не секрет, что многие клиенты страховых компаний, вместо того чтобы в каждом подобном случае терять напрасно время, накапливают вмятинки и царапинки, потом за один присест оформляют сразу все, подкупив полицейского бутылкой крепкого напитка или умеренной суммой денег. Такой вот правовой нигилизм. Но винить за это нужно точно не вековой национальный характер, а недальновидность чиновников, которые создают правила, формирующие коррупционный фон.
Несколько лет назад за любое нарушение правил дорожного движения, даже за не протертый вовремя номерной знак, инспектор мог отобрать у водителя права. Дальше предписывалось явиться за ними в отделение, отсидеть в очереди, чтобы попасть на разбор дела, взять квитанцию, отправиться в банк, заплатить и только после этого получить назад свой документ. Теперь, когда выписанный на месте штраф можно перечислить по интернету, искушение откупиться возникает существенно реже. Это наглядный пример того, как изменение процесса значительно снижает коррупционный риск.
Собственно борьба с коррупцией — вполне менеджерская задача, не труднее и не легче любой другой. Анализ бизнес-процессов — это первый шаг на пути к снижению потерь от правонарушений. Кстати, в описанном случае попутно можно получить еще один эффект. Представьте себе все царапинки и вмятинки, которые по всей стране ежедневно регистрируют полицейские, умножьте их на потраченные минуты, добавьте количество места на серверах, где хранится эта бесценная информация и стоимость электроэнергии, необходимой для их питания. Стоит исключить бессмысленные осмотры и регистрации — и высвободится не только время для ловли жуликов и воров, но и средства, чтобы платить достойную зарплату за достойную работу.