Миллиарды вреда: почему успехи многих компаний — это мираж | Большие Идеи

? Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Миллиарды вреда: почему успехи многих компаний —
это мираж

Как измерить реальную ценность бизнеса для общества

Авторы: Рональд Коэн , Джордж Серафейм

Миллиарды вреда: почему успехи многих компаний — это мираж
Martin Barraud/Getty Images

читайте также

Рекламщикам не нужно быть более креативными

Майкл Шрейдж

Сам себе эйчар

Капелли Питер

Пять ошибок, которые мешают руководить удаленной командой

Алессандро Пол,  Дэниел Сейффардт,  Торбен Эммерлинг

Как работать и делать карьеру одновременно на нескольких работах

Брианна Каза,  Хизер Воуг,  Шерри Мосс

Последние годы большинство крупных международных компаний отчитывались о собственной прибыльности. Однако наши расчеты говорят о том, что это мираж. Например, если учесть затраты на ликвидацию экологических последствий от их деятельности, такие компании, как Lufthansa и American Airlines — $2,3 млрд и $4,8 млрд соответственно — перейдут в разряд убыточных предприятий. 

Чем объясняется такое несоответствие? До сегодняшнего дня компании не отчитывались о пользе и вреде, которые они несут для общества и окружающей среды. Мы работаем, чтобы это исправить.

Важный шаг для внедрения отчетности по социальным и экологическим последствиям был сделан в июле, когда мы опубликовали доклад о том, во что экологии обошлась деятельность 1800 компаний, в рамках Инициативы по оценке последствий деятельности организаций, учрежденной при Гарвардской школе бизнеса. В следующем году мы планируем опубликовать доклад о том, как работа компаний сказывается на стоимости товаров и уровне занятости, что даст полную картину результатов деятельности этих организаций.

Сегодня настала пора для прозрачности в отношении последствий организационной деятельности, и эта перемена отражается на целевых показателях, которые ставят перед собой бизнес и инвесторы. Цифровые технологии и инструменты для обработки больших данных, помноженные на усердную работу многих людей и организаций, сделали возможными измерение и оценку деятельности предприятий с учетом их воздействия на глобальную обстановку. С ростом прозрачности меняются и правила игры.

Анализ обширного набора данных за 2018 год, собранных в рамках Инициативы через призму последствий деятельности организаций, позволяет по-новому взглянуть на реальную прибыльность компаний. Становится ясно, что многие предприятия создают экологические издержки, которые превышают их общую прибыль (показатель EBITDA). Из 1694 компаний, имевших положительный EBITDA в 2018 году, у 252 компаний (15%) вся прибыль будет исчерпана расходами на ликвидацию нанесенного ими экологического ущерба, а у 543 компаний (32%) EBITDA снизится на 25% и более. 

По нашим расчетам, почти у всех компаний, работающих в таких отраслях, как авиаперевозки, бумажная и лесная промышленность, электроэнергетика, изготовление строительных материалов, контейнеров и упаковки, показатель EBITDA будет снижен как минимум на 15%.

В других отраслях компании сильно отличаются друг от друга по степени воздействия на окружающую среду. Например, в пищевой промышленности экологические издержки могут снизить показатель EBITDA как на 5% (Nestle, $1,6 млрд), так и на 62% (Associated British Foods, $1,8 млрд). В нефтегазовой отрасли, где показатель EBITDA снизится на 25% у 75% компаний, отдельные лидеры рынка показывают значительно лучшие результаты по сравнению с конкурентами. Среди производителей полупроводников, промышленных конгломератов, участников рынка продуктов питания, напитков и товаров первой необходимости также наблюдается значительное различие между лидерами отрасли и отстающими.

Однако речь идет не только о негативных последствиях. Компании оказывают и позитивное влияние на общую ситуацию за счет создания своих товаров и рабочих мест, что тоже не отражается на их чистой прибыли. К примеру, рассмотрим влияние компании Intel сквозь призму занятости. В 2018 году организация влила в экономику США $3,6 млрд за счет выплаченной заработной платы и позитивно повлияла на социальную ситуацию, создавая рабочие места в регионах с высоким уровнем безработицы. Повышая личностное разнообразие кадров, а также предоставляя женщинам и представителям расовых меньшинств возможности для продвижения в компании, Intel сделает свою позицию на рынке еще сильнее.

Прозрачность в отношении последствий деятельности компании будет иметь далеко идущие последствия. Во-первых, вместо того чтобы облагать население налогами для устранения таких негативных последствий, как загрязнение окружающей среды, ухудшение здоровья из-за потребления отдельных продуктов, а также обнищание людей вследствие радикально низкой оплаты труда, правительства смогут взимать налоги за нанесенный ущерб непосредственно с причинивших его компаний. Также они смогут напрямую стимулировать организации посредством сниженной налоговой ставки, субсидий и преференциальных закупок, чтобы те производили больше позитивного влияния через свои продукты, операционную деятельность и практики найма сотрудников. 

Во-вторых, инвесторы станут учитывать в своем анализе экологическое и социальное воздействие компаний. Инвесторы уже вложили более $30 трлн — что эквивалентно примерно трети от всех профессионально управляемых активов в мире — в инициативы по защите окружающей среды, решению социальных вопросов и налаживанию внутрикорпоративных отношений и, несмотря на отсутствие полноценных данных, делают все возможное, чтобы интегрировать области изменения климата, личностного разнообразия персонала и здоровья покупателей в свои инвестиционные решения.

Инвесторы все меньше интересуются компаниями с серьезным уровнем негативного воздействия, что снижает ценность последних на фондовом рынке и увеличивает для них стоимость привлечения капитала. Таким образом, прозрачность в отношении последствий деятельности организаций будет мотивировать руководство работать над качеством воздействия на социальную и экологическую ситуацию, чтобы повысить не только стоимость компании на фондовом рынке, но порой и размер собственного вознаграждения.

В рамках инициативы мы проанализировали 13 тыс. различных случаев и выявили значительный уровень корреляции между негативным воздействием на окружающую среду и снижением рыночной стоимости акций во многих отраслях, включая химическую промышленность, производство одежды и строительных материалов. Эта корреляция еще не проявляет себя в других отраслях, связанных, например, с коммунальными услугами, гостиничным бизнесом и промышленными конгломератами. Впрочем, когда благодаря росту прозрачности инвесторы смогут последовательно учитывать воздействие деятельности компаний в своем анализе, перемены коснутся и всех остальных. 

В-третьих, прозрачность позволит покупателям — как частным лицам, так и организациям — и сотрудникам делать выбор в пользу того или иного продукта или компании, исходя из собственных ценностей. Недобросовестный маркетинг, базирующийся на теме воздействия деятельности компании на социальную и экологическую обстановку, сейчас актуален именно потому, что не хватает надежных данных. Например, каждый автопроизводитель утверждает, что его продукция приносит обществу больше пользы, чем у конкурентов. Но если мы измерим то, как их продукция влияет на общую ситуацию с точки зрения безопасности, доступности, уровня удовлетворенности клиентов, топливной экономичности и количества выбросов, то выяснится, что лишь несколько компаний, таких как Tesla, Renault, Hyundai и Nissan, имеют основание делать подобные заявления.

Прозрачность и отчетность идут рука об руку. Сегодня отсутствие эффективных методов измерения воздействия компаний на социальную и экологическую ситуацию не дает в полной мере привлекать организации к ответственности за причиненный ими ущерб. Изменение норм составления отчетности позволит включить в них реальные показатели воздействия, то скажется на том, как инвесторы оценивают корпоративную деятельность, и привлечет их внимание к компаниям, оказывающим положительное влияние на общую ситуацию, а не наоборот. В конечном счете это катализирует изменения внутри корпораций.

Насколько же мы далеки от интеграции показателей воздействия в парадигму извлечения прибыли, которая движет капитализмом с момента его зарождения? В прошлом году мы выделили 56 ведущих организаций по всему миру, которые составляют отчетность с учетом показателей воздействия. С каждой неделей этот список только растет. Совсем недавно Danone, лидер французской пищевой промышленности, опубликовал данные по чистой прибыли на акцию, вычисленную с учетом воздействия компании на окружающую среду. В настоящее время существуют подробные методологии, наборы данных и руководства по подготовке отчетности, отражающие производственное, социальное и продуктовое воздействие, которое компания оказывает на людей и окружающую среду. Кризис COVID-19 только усугубит и без того вопиющее неравенство, усилит потребность в справедливом и устойчивом процессе восстановления и ускорит переход к экономике, учитывающей последствия деятельности бизнеса.

Внедрение отчетности, включающей в себя показатели воздействия, ускоряется и международной сетью инноваторов, компаний, инвесторов, неправительственных организаций и других заинтересованных сторон. Ее участники объединились в рамках Всемирной руководящей группы по инвестициям в социальные изменения и Проекта по управлению последствиями деятельности, совместно инициированные Инициативой и Гарвардской школой бизнеса. Многие другие организации, работающие в той же области, прямо и косвенно вносят свой вклад в ускорение перехода к новой парадигме.

Чем раньше правительства обяжут компании публиковать отчетность с учетом показателей воздействия и объединят усилия бизнеса и инвесторов для решения проблем изменений климата, неравенства и COVID-19, тем более радужные перспективы ждут общество в целом.

Кроме того, каждый из нас также призван сыграть в этом процессе важную роль. Если вы возглавляете компанию, то начните измерять и сообщать рынку данные с учетом показателей воздействия. Если вы инвестор, требуйте прозрачности данных от компаний, в которые вы инвестируете, и используйте полученные данные для оценки возможностей и рисков. Если вы регулятор или чиновник, обязуйте компании публиковать отчетность с учетом показателей воздействия и используйте налоговые и другие инициативы, чтобы мотивировать компании и инвесторов расширять положительное влияние на ситуацию в мире. И поскольку все мы являемся потребителями, давайте покупать товары и услуги компаний, позитивно влияющих на нашу планету и населяющих ее людей.

Прозрачность данных изменит капитализм. Если в погоне за прибылью компании будут не бездумно множить проблемы, а осознанно создавать ценные решения для всего мира, изменится и само понятие успеха. Это слово будет обозначать уже не только финансовые достижения, но и положительные изменения, которые мы смогли произвести в течение жизни.

Об авторах

Рональд Коэн (Ronald Cohen) — председатель Инициативы по оценке последствий деятельности организаций и Всемирной руководящей группы по инвестициям в социальные изменения, соучредитель Apax Partners и автор книги «IMPACT: Reshaping capitalism to drive real change».

Джордж Серафейм (George Serafeim) — профессорделового администрирования в Гарвардской школе бизнеса, соучредитель KKS Advisors и председатель Национального совета по корпоративному управлению Греции. Всемирно признанный специалист в области социально-ответственного инвестирования.