Перфекционизм как философия бизнеса
«Мелочи создают совершенство, но совершенство — уже не мелочь».
— Микеланджело Буонаротти
Можно ли сделать следование высоким стандартам своим конкурентным преимуществом? И какую цену придется за это заплатить?
«В 2020 году российская сборная по синхронному плаванию взяла золото на Олимпийских играх в Токио. То выступление уже можно было бы назвать идеальным. И все равно, пересматривая запись, я увидела некоторые ошибки и подумала, что могла бы выступить лучше», — с улыбкой вспоминает двукратная олимпийская чемпионка по синхронному плаванию Мария Шурочкина.
Перфекционизм давно стал двусмысленным понятием — одни видят в нем ключ к выдающимся результатам, другие — дорогу к эмоциональному выгоранию и контрпродуктивности. С точки зрения философии, перфекционизм — это стремление к идеалу, обратной стороной которого является трата времени на сравнительно неважные действия, что может влиять на качество жизни и истощать силы человека.
Но секрет притягательности в том, что выигрыш все-таки случается — и в этом случае цель оправдывает средства. Научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ Алена Золотарева годами исследует тему перфекционизма и написала ряд научных работ, включая «Психологию высших устремлений» и «Когда перфекционизм может помешать». Она предлагает смотреть на это явление через призму саморегуляции личности и определяет перфекционизм как стремление к высоким стандартам, которое может принимать как здоровые, так и патологические формы.
«Проблема не в самих стандартах, а в том, как мы их воспринимаем, — объясняет Золотарева. — Здоровый перфекционизм отличает гибкость и способность регулировать ожидания. Напротив, патологический перфекционист не умеет останавливаться и часто «тонет» в прокрастинации и чрезмерной самокритике. Для перфекциониста важно осознавать свои ресурсы и уметь вовремя сказать себе: достаточно».

Стремление все время повышать планку или добиваться недостижимого идеала связывают с тремя составляющими: самодисциплиной, страхом, умением следовать внутренним и внешним стандартам. Золотарева полагает, что ключевое качество — умение следовать стандартам, так как оно позволяет контролировать ситуацию. Мария Шурочкина, напротив, признается, что для нее на первом месте — страх. Страх быть недостаточно хорошей, страх не достичь целевого результата или страх перед тренером.
«Например, тренер говорит исправить ошибку, и ты ее вроде исправил. Но он продолжает настаивать, что ты делаешь плохо и из-за этого не сможешь стать чемпионом. Будучи членом Олимпийской сборной, где все четко, серьезно и правильно, боишься не оправдать ожидания. Страх мотивирует стараться еще больше, даже когда возможности уже на пределе», — объясняет Мария Шурочкина.
Вице-президент девелоперской компании Sminex Роман Семчишин считает, что перфекционизм для их компании — это система принятия решений, которая с одной стороны помогает достигать наилучших результатов, а с другой — иногда становится ахиллесовой пятой. Стремление к идеалу — одна из главных ценностей Sminex, которая отражается во всех бизнес-процессах компании.
Перфекционистам действительно сложнее игнорировать ситуации, когда все сошлись на каком-то решении, подтверждает клинический психолог и автор книг «Набор инструментов здорового разума» и «Набор инструментов тревожности» Элис Бойес. Она также приходит к выводу, что наиболее выгодные стороны перфекционизма проявляются в условиях повышенной конкуренции, когда даже небольшое превосходство в показателях оказывается решающим.
Но настоящим тайным оружием философии перфекционизма Элис Бойес называет влияние на творческое начало.
Из-за того, что перфекционисты не любят идти на компромиссы и останавливаться на средних результатах, им приходится придумывать альтернативы, которые часто оказываются наилучшим решением.
В 1997 году один из ярких последователей перфекционизма — сооснователь Apple Стив Джобс — вернулся на пост гендиректора компании и практически сразу решил полностью изменить ассортимент торговой марки. К этому моменту Apple производила разрозненную линейку компьютеров, включая с десяток разных версий Macintosh, и различные периферийные устройства — сканеры, принтеры, органайзеры.
Автор книги «Стив Джобс» Уолтер Айзексон писал, что на одном из рабочих совещаний Джобс бросился к доске, нарисовал небольшую таблицу с четырьмя полями и заявил, что команда должна сосредоточиться на четырех суперпродуктах, а от остальных отказаться. Спустя год Apple представила свой первый iMac и начала приносить прибыль, а стоимость акций подскочила с $16 за штуку в 1996 году до $99 — в 1999-м.
Между врожденным и приобретенным — истоки перфекционизма
Основное личностное качество перфекционистов — добросовестность. Оно проявляется в стремлении к порядку, организации и целеустремленности.
Алена Золотарева отмечает, что перфекционизм прививается человеку с детства. Чаще всего эту черту в характере закладывают родители или опекуны, реже — другие значимые взрослые, такие как школьные учителя, спортивные тренеры, наставники.
«Ни в исследованиях, ни в личной практике психотерапии я не встречала ситуаций, когда человек дожил до зрелого возраста и вдруг стал перфекционистом. Это процесс, который развивается постепенно, чаще всего — с детства. Импульсом служит воспитание родителей, которые сами могут и не быть перфекционистами», — объясняет эксперт.

О поступательном развитии этой черты характера говорит и Мария Шурочкина — желание сделать невозможное возникало на протяжении всей ее спортивной карьеры. Сначала в юниорской сборной, а затем и в сборной России, где перфекционизм становится обязательным требованием к спортсменам.
«Сколько себя помню, я всегда занимался улучшением всего, что меня окружает. В детстве я собирал модели машин и различной техники, я с удовольствием обрабатывал каждый заусенец, пока не доведу до идеального результата. Но я люблю говорить, что я — здоровый перфекционист», — приводит себя в пример Роман Семчишин.
От частного к общему
На корпоративном уровне лидер-перфекционист будет собирать вокруг себя похожих людей, считает Алена Золотарева. В противном случае ему вряд ли удастся с ними сработаться. Если в организации самые заметные должности будут занимать перфекционисты, то остальные будут стараться соответствовать их стандартам.
«Многими успешными компаниями, включая Walmart, Apple, Amazon, Shell или Volkswagen, скорее всего, руководили перфекционисты. Если организация достигла впечатляющих результатов, это означает, что ее лидеры следовали высоким стандартам, без которых невозможно построить большую и масштабную систему. Главное в этом случае — создать механизм, который будет следить за соблюдением стандартов с одной стороны и подвергать их сомнению — с другой», — рассуждает Золотарева.
Например, «идеальная» техника Apple и плавность работы устройств компании — прямое следствие перфекционизма ее создателя. В материале для Harvard Business Review Уолтер Айзексон рассказывал, что у Стива Джобса шли мурашки по коже в моменты, когда он представлял, что ПО Apple установят на менее производительные машины сторонних производителей. Или что «безукоризненность его устройств может быть осквернена бессмысленными программами или контентом». Именно поэтому экосистема Apple может подарить пользователю столь же возвышенное ощущение, что и прогулки по саду камней в Киото, резюмировал Айзексон.
Любая компания — это длинная тень владельца, соглашается Роман Семчишин. Главным перфекционистом Sminex он называет ее основателя Алексея Тулупова.
«Судя по тому, что я знаю о нем и по рассказам о его жизни, Алексей всегда был таким. И именно он — тот человек, который выбрал этот путь для компании, собрал команду и сформировал культуру перфекционизма внутри. Хотя к осознанию факта, что Sminex — перфекционисты, и к концепции fine development мы пришли только пять или шесть лет назад», — продолжает Семчишин.
Диктатура высоких стандартов
И хотя следование высоким стандартам — важная составляющая философии перфекционизма, человеку или компании необходимо удерживать планку на одном уровне хотя бы какое-то время. Способность испытывать удовольствие от проделанной работы — черта, которая отличает здоровую философию перфекционизма от нездорового проявления, предупреждает Алена Золотарева.
Такое проявление может вредить процессам и снижать эффективность. Известная профессиональная теннисистка Серена Уильямс не раз признавалась, что, будучи перфекционисткой, иногда она попадала в ловушку «высоких стандартов». В интервью Tennis Head она вспоминала случай из детства, где одержимость идеалом не привела к желаемому результату.
«Когда я учила алфавит, у меня не получалось правильно записать его — я не могла успокоиться. Я сидела до ночи, стирала, переписывала, пока не получалось идеально. Я плакала, снова стирала, снова делала. Помню, что на следующий день проснулась — а домашку так и не закончила, так как все время только и делала, что стирала и переделывала. Это, по сути, история всей моей жизни», — комментировала Уильямс.
О том, что иногда перфекционизм выходит за рамки разумного, говорят и в Sminex.
Показательным там считают пример, когда партнер, ответственный за создание макетов домов, сорвал все возможные сроки. Выяснилось, что руководитель проекта не мог определиться с оттенком зеленого для травы.
«Он тогда очень ругался на свою команду на полном серьезе говорил мне, что имеет дело с непрофессионалами, которые не в состоянии выбрать подходящий цвет для травы. Я тогда выбрал первый попавшийся оттенок и потребовал сдать макет через неделю», — вспоминает Семчишин.
Другой пример, когда перфекционизм усложняет жизнь Sminex — сотрудники постоянно занимаются улучшением продукта, даже на активном этапе строительства. Этот подход постоянно вызывает конфликт между строительной командой и продуктовой: первые требуют ничего не менять, чтобы успеть в срок, вторые — постоянно что-то меняют. В итоге, управление подобными изменениями требует огромных ресурсов, в том числе и эмоциональных.

Подобное поведение не редкость среди перфекционистов. Уолтер Айзексон в книге «Стив Джобс» описывал, как Apple запускала первые офлайн-магазины в начале 2000-х и Джобс контролировал каждую деталь даже там. По словам очевидцев, на одной из рабочих встреч он заставил команду выбирать оттенок серого для знака туалета на протяжении получаса. Так ли важна была именно эта деталь — неизвестно. Но магазины Apple имели ошеломительный успех, а их выручка по итогам первого года работы сделала абсолютный рекорд среди сетей розничной торговли.
С годами в Sminex выработали несколько правил, которые помогают избегать ловушки «высоких стандартов». В сложных проектах он требует от команды добиваться 80% результата, после чего переходить к запуску. А остальные 20% завершать в процессе. Ценно также правило треугольника: цена ошибки, удовольствие и ответственность за результат.
Цена ошибки — параметр, который показывает, насколько дорого компании или человеку обойдется отступление от высоких стандартов. Если ошибку можно безболезненно исправить в процессе — ее можно допустить.
Удовольствие — важная составляющая процесса. Когда перфекционист занимается совершенствованием какой-то детали, он получает удовольствие, даже если эту деталь почти никто не заметит. Но именно это чувство можно использовать как маркер, что процесс не вышел из-под контроля. Как, например, домашнее задание Серены Уильямс.
Ответственность за результат — позволяет завершать процесс, работать с командой и следить за уровнем мотивации. Перфекционист всегда должен держать в голове: не подведет ли он кого-то в своем стремлении к идеалу.
Мария Шурочкина добавляет, что стремление к абсолютной точности движений помогло ей добиться успеха, но нередко загоняло в эмоциональный тупик. Иногда ей казалось, что даже сто раз повторив один и тот же элемент, она все еще сделала что-то не идеально. Сегодня спортсменка учится находить баланс между совершенством и здоровым отношением к ошибкам: «Идеально — не всегда значит правильно. Важно понять, когда достаточно хорошо».
Уровень преодоления
Здоровый перфекционизм должен обеспечивать активное развитие. Алена Золотарева уточняет, что для этого необходимы высокие, но достижимые стандарты. В противном случае человек или компания рискуют нанести себе вред. Эксперт считает, что на индивидуальном уровне в этом помогает психотерапия, с помощью которой человек может понять роль перфекционизма и его влияние на жизнь. Она также считает важным регулярно проводить ревизию стандартов — как человеку, так и компании.
В спортивной карьере Марии Шурочкиной человеком, который помогал переступать границу возможного, стала тренер сборной России по синхронному плаванию Татьяна Покровская. Именно она ставила задачу, которая со стороны обычно казалась невозможной, вспоминает спортсменка:
«Сначала возникало ощущение, что это просто нереально, слишком высоко. Но когда тренер продолжает настаивать, ты начинаешь пытаться — раз, два, три, десять. И постепенно поднимаешься к этой планке, тебе перестает казаться, что делаешь что-то сверхъестественное. А потом достигаешь результата, он становится нормой, и тебе снова поднимают планку».
За расширение границ возможного и контролем за соблюдением стандартов в Sminex отвечает отдельная команда, которая постоянно все измеряет. Аналитики ведут непрерывное социологическое исследование аудитории и постоянно следят за тем, что происходит с клиентами на всех этапах. На любое важное действие в компании создан стандарт, а вместе с ним и чек-лист — был ли соблюден этот стандарт?
«Это позволяет понять, где ошибка была допущена из-за человеческого фактора, а где речь идет о системной проблеме. Мы верим, что заметную часть прибыли нам приносят именно наши стандарты, — рассказывает Роман Семчишин. — Компания внимательно использует обратную связь от клиентов, чтобы системно улучшать стандарты. Например, сейчас в Sminex придумали новый стандарт тишины в квартирах: целый год исследовали уровень громкости, допустимый для комфортной жизни».
Мария Шурочкина рассказывает, что в периоды наиболее интенсивных тренировок в олимпийской сборной она старалась полностью отвлечься от спорта. Например, когда спортсменки в перерывах сидели в своих комнатах, она рисовала или общалась с разными людьми через приложение, которое на короткое время соединяет незнакомых пользователей из разных стран друг с другом.
Несмотря на различия опыта и сфер деятельности, герои сходятся в одном: стремление к идеалу может быть и благословением, и проклятием. Ключ к его позитивному проявлению — осознанность, гибкость и готовность вовремя поставить точку
Перфекционизм — это не просто «мечта об идеале», а навык управления собственными границами.
Лучшие результаты в бизнесе, спорте или творчестве достигаются, когда стремление к совершенству сочетается с умением вовремя остановиться. В этом искусстве заключается истинное мастерство: понять, когда нужно выжать максимум, а когда — признать, что дальнейшие усилия уже не оправданы. В конечном итоге перфекционизм становится полезным тогда, когда он служит человеку или компании, а не наоборот.