Как выбрать между ростом и эффективностью и не прогадать — читайте в спецпроекте «Точка роста»: https://big-i.ru/tochka-rosta/vovremya-ostanovitsya/ | Большие Идеи

Вовремя остановиться

Как выбрать между ростом и эффективностью и не прогадать Слишком быстрое масштабирование скрывает в себе массу потенциальных рисков. Например, установив свой IT-сервис на сотни тысяч устройств, вы можете столкнуться с тем, что он потерял стабильность. А отсутствие сформулированных ценностей приведет к потере фокуса у команды и снижению эффективности. На примере компаний Skyeng и Whoosh разбираемся, как подчинить рост и сохранить контроль.

Вовремя остановиться
Эксперты
Юлия Черепович
заместитель директора практики стратегического и операционного консалтинга Kept
Дмитрий Чуйко
гендиректор Whoosh
Александр Тильдиков
профессор бизнес-практики Московской школы управления СКОЛКОВО
Рустам Айнетдинов
исполнительный директор Skyeng
Сергей Кудряшов
партнер Strategy Partners

i. Опасность быстрого роста

Предприниматели почти всегда считают быстрое расширение бизнеса привлекательным, так как оно сопровождается увеличением выручки и доли на рынке. Но стремительное масштабирование нередко приводит к ряду проблем, которые в будущем могут негативно влиять на успех всего проекта.


Компании постоянно сталкиваются со множеством рисков, требующих системного подхода и выбора эффективных способов управления, говорит заместитель директора практики стратегического и операционного консалтинга Kept Юлия Черепович: «Это как финансовые, так и операционные риски, для минимизации которых требуется трансформация бизнес-процессов под новые условия взаимодействия, и личностные риски, когда собственнику нужно передать контроль над всеми процессами тщательно подобранной команде единомышленников и сосредоточиться на стратегическом управлении компанией».

!

Как правило, интенсивный рост сопровождается хаотичным движением организации к достижению разнонаправленных целей, поскольку задачи постоянно усложняются, ежедневная нагрузка возрастает, а скорость принятия решений увеличивается. В этот момент важно определиться со стратегией роста, иначе процесс может остановиться.

О сопутствующих бурному развитию проблемах не понаслышке знает гендиректор Whoosh Дмитрий Чуйко. В 2018 г. он основал сервис краткосрочной аренды самокатов, на четвертый год существования было проведено IPO на Мосбирже, а за девять месяцев 2023-го выручка компании составила 9,48 млрд рублей.


«Когда проект стремительно развивается, у команды не хватает времени на то, чтобы выстроить процессы как нужно, — рассказывает Чуйко. — Тот путь, который раньше бизнес проходил в течение пяти лет, теперь мы преодолеваем всего за год, и отловить все проблемы просто невозможно. Но следует минимизировать число ошибок».


Профессор бизнес-практики Московской школы управления СКОЛКОВО Александр Тильдиков отмечает, что во время неустойчивого роста, когда выручка увеличивается быстрее прибыли или активы — быстрее выручки, предпринимателю необходимо принять решение, не пора ли его компании перейти от стратегии развития к стратегии восстановления.

Александр Тильдиков — про стратегию восстановления

«При стратегии восстановления важно не получить дистрофию компании»

О том, что компаниям нужно уметь мгновенно замедляться в периоды нестабильного роста, пишут и соавторы книги «Doing Agile Right: Transformation Without Chaos» Даррелл К. Ригби, Сара Элк и Стив Берез. Так, например, основатель Amazon Джефф Безос намеренно подталкивает руководителей к тому, чтобы любые их решения были обратимыми. Это позволяет корпорации не тянуть на себе груз неудачных проектов и снимает с сотрудников страх перед рисками. Другой действенный способ — прозрачность процессов. Ведь улучшить или остановить непродуктивную работу, если вы не видите, что именно происходит, практически невозможно.

«Кроме неустойчивости, при развитии важно следить и за эффективностью. В периоды, когда внешняя среда очень агрессивна или компании нужно отойти на полшага назад и восстановиться, этим параметром можно поступиться. В таких случаях лучше остановиться, чтобы перевести дыхание и наладить процессы», — полагает Александр Тильдиков.

Помимо этого стоит оценить риски выбранной бизнес-модели, считает Чуйко. Если масштабировать недостаточно проверенную модель, есть шанс не предусмотреть вещей, которые не видны на маленьком масштабе, но станут критичны при росте.


Если говорить об опыте Whoosh, на старте некоторые технологические и программные решения в сервисе работали хорошо и стабильно. Однако при расширении парка самокатов до сотен тысяч устройств те же решения оказались не такими эффективными и потребовали доработок.


В качестве показательного примера можно привести и положение дел в российском IT-секторе последних лет: после ухода иностранных компаний и промышленных производителей с рынка корпоративные клиенты массово переориентировались на местные проекты. Однако оставшиеся вендоры и поставщики услуг оказались не способны удовлетворить обрушившийся на них спрос и предоставить тот же уровень качества и экспертизы, хотя и получили кратный рост выручки и заказов.

Неожиданный интерес к услугам российских IT-компаний привел к тому, что примерно половина из них (40%), находясь в фазе активного роста, не имела ни стратегии, ни понимания дальнейших перспектив.

К такому выводу пришли аналитики ФРИИ после серии глубинных интервью с менеджерами 20 IT-бизнесов, выручка которых за 2022—2023 гг. выросла в 17 раз.

Все эти компании — вне зависимости от их размера — могли бы избежать проблем с качеством услуг и недостатком экспертизы, если бы придерживались стратегии адаптивности, считает Александр Тильдиков.


«Я бы разделил риски при бурном росте на три вида, — говорит исполнительный директор Skyeng Рустам Айнетдинов. — Масштабирование невозможно без пользователей или клиентов, поэтому в первую очередь нужно ответить на вопрос — хватит ли тебе клиентской базы, чтобы поддержать желаемое развитие? Я много раз видел какие-то эксель-таблички, в которых предприниматели рисовали себе заоблачный рост. Большинство из них заблуждалось. Поэтому первый риск — желание предпринимателя масштабироваться, не понимая при этом, как и за чей счет».


Второй риск, по словам Айнетдинова, заключается в себестоимости услуг, то есть в способности бизнеса произвести нужное количество товара соответствующего качества. И третий риск — команда: чем быстрее растет бизнес, тем быстрее в компании появляются новые люди, которые могут не разделять ценности фаундеров. Люди со схожими ценностями договариваются друг с другом гораздо быстрее, объясняет CEO Skyeng.

«Умение ловить волну возможностей, разбирать при необходимости существующие конструкции, вовремя закрывать ставшие убыточными продукты и отказываться от целых направлений или сегментов и открывать другие секрет успеха многих больших и прибыльных бизнесов», — комментирует Александр Тильдиков.

«Первые 10 лет своего существования миссия и ценности казались нам бутафорией. Только к 2021 г. мы поняли, что не сможем расти дальше, не ответив себе на эти вопросы. Хотя нам в Skyeng нужно было раньше понять, кто мы и о чем бизнес, который мы строим», — сожалеет Рустам Айнетдинов.

Отсутствие сформулированных ценностей и бурный рост в Skyeng привели к тому, что фаундеры забыли свои первоначальные цели, ради которых компания была основана. Они начали запускать множество второстепенных проектов, что привело сначала к потере фокуса команды, а следом к снижению эффективности и управляемости во всей компании.

«После проведенной работы нам пришлось принять огромное количество неприятных управленческих решений. Конечно, говорят, что у хорошего менеджера руки должны быть по локоть “в крови”, так как он вынужден принимать решения, связанные с увольнениями и сокращениями. Но кризиса можно было избежать, если бы я начал заниматься этим раньше», — продолжает Рустам Айнетдинов.

Проблемы при экстенсивном росте, о которых говорят как предприниматели, так и бизнес-аналитики, можно разделить на пять основных типов:

1.

Недостаток планирования и контроля. Быстрый рост может привести к тому, что компания не успеет адаптироваться к новым требованиям и будет развиваться бесконтрольно и хаотично. Это чревато потерей управляемости и падением качества продукции или услуг.

2.

Угроза стабильности.
Неконтролируемая экспансия увеличивает давление на компанию, требуя от команды постоянного внедрения новых идей и процессов. Это может негативно сказаться на стабильности компании и привести к конфликтам внутри команды.

3.

Проблемы с наймом и удержанием персонала. Быстрый рост часто требует нанимать все больше новых сотрудников, но без должной подготовки их будет сложно интегрировать в коллектив.

4.

Увеличение операционных рисков. Быстрый рост также может привести к увеличению операционных рисков, таких как сбои в работе систем, утечки данных или мошенничество.

5.

Снижение качества продукции или услуги. Быстрый рост может потребовать от компании снижения затрат на производство, что может привести к ухудшению качества продукции и недовольству клиентов.

Ii. Стабильность важнее развития

Последние лет 10—15 было модно делать убыточные компании, которые становились единорогами за счет быстрого роста, как, например, Uber. «Теперь “новый черный” — это бизнес, который должен быть самодостаточным. Некоторые предприниматели масштабируются для роста капитализации, но за б?льшую скорость роста приходится дороже платить. В нынешней экономической ситуации лучше расти аккуратнее, потому что горизонт планирования смазан, а для стабильности нужна определенная подушка», — предупреждает Айнетдинов.


С 2022 г. ситуация и на глобальном, и на российском рынке сильно изменилась. Если говорить про локальный бизнес, то горизонт планирования сократился до одного года, и многие проекты, особенно из IT-сферы, воспринимают ситуацию такой неопределенности как качели, которые могут качнуться в любую сторону в любой момент, подтверждает партнер Strategy Partners Сергей Кудряшов.

«Сейчас, выбирая между тем, чтобы замереть в анабиозе или расти со скоростью x3 из года в год, я бы выбирал что-то среднее. То есть брать ту точку, в которой рост не будет нести риски, и следить за тем, чтобы кто-то более агрессивный и смелый тебя не обогнал», — соглашается Рустам Айнетдинов.

Чем дольше руководство компании не будет признавать этих условий и отталкиваться от них, тем дольше не сможет пользоваться преимуществами кризисной ситуации, добавляет Кудряшов.

«Те, кто ждет, что все вернется и будет, как раньше, станут материалом для чьей-то другой стратегии», — комментирует Сергей Кудряшов.

К интересным выводам пришли и авторы исследования «Секрет постоянного успеха» Стадлер Кристиан, Ганс Гинтерхубер и Франц Матис. Они на протяжении четырех лет изучали старейшие и лучшие европейские компании, которые в течение последних 50 лет неизменно добивались самых высоких результатов. В результате авторы вывели несколько основных правил, которые позволяют этим организациям оставаться успешными. В их числе — развивать достигнутые успехи, но не хвататься за все новое, диверсифицировать бизнес, помнить о своих ошибках и тщательно планировать любые перемены.

IiI. Совет директоров

Когда масштаб компании резко увеличивается, а собственники остаются у руля, бизнес может столкнуться с проблемой отсутствия механизма принятия согласованных решений. Как правило, эта проблема становится очевидной и существенной именно в процессе роста.


В этот период нужно достичь максимальной согласованности и скоординированности большого числа участников, обладающих разным пониманием происходящего, движимых разными мотивами и целями. В этом случае собственнику имеет смысл задуматься о построении гармоничной системы корпоративного управления, способствующей оптимальному развитию компании, и делегировать процесс принятия такого рода решений совету директоров, отмечает Юлия Черепович из консалтинговой компании Kept.

!

С ростом проекта будут появляться все новые и новые задачи. И даже самому талантливому предпринимателю или управленцу может не хватить экспертизы для их решения. В этой ситуации поможет совет директоров, который обеспечит стабильность управления организацией.

Совет может выполнять роль консультативного органа, куда берут независимых директоров из других крупных компаний, способных скорректировать курс развития проекта и помочь ему занять еще большую долю рынка.


Иногда смена формы корпоративного управления диктуется не масштабом, а желанием привлечь дополнительное финансирование. Например, совет директоров может понадобиться тем, кто хочет провести IPO, так как у биржи есть требования к корпоративному управлению, говорит Сергей Кудряшов. Совет в этом случае будет органом управления, который поможет соблюсти интересы акционеров, соглашается с ним Чуйко.

Александр Тильдиков — про переход к корпоративному управлению

«Совет директоров — площадка для привлечения профессионалов, обладающих компетенциями высокого стратегического уровня»

Но, в конечном счете, какого бы размера ни была компания, иногда топ-менеджменту все же придется лично погружаться в процессы, чтобы составить объективную картину происходящего, также отмечает гендиректор Whoosh.


С ними согласен и Рустам Айнетдинов из Skyeng: «Совет директоров — это не новгородское вече, поэтому, каким бы он ни был, принимать окончательные решения должен один человек». По его мнению, снизить риски и число ошибок можно также за счет общения с другими предпринимателями — менторами, а еще регулярно проводя анализ рынка.


Несмотря на соблазн быстрого масштабирования, фаундеру важно помнить, что устойчивость проекта и качество продуктов не должны быть принесены в жертву этому росту. Ведь успех бизнеса определяется не только его масштабом, но и гибкостью в управлении. Самых больших высот чаще всего достигают те компании, которые умеют адаптироваться к изменениям, корректировать свои стратегии и меняться.

Проверьте, нужно ли
вашему бизнесу замедлить рост?
Совместно с экспертами мы подготовили чек-лист по материалу. Он поможет вам лучше понять, как добиться операционной эффективности и устойчивости при масштабировании.

Подпишитесь на нашу рассылку и получите чек-лист в ответном письме. Бонусом мы будем сообщать о выходе следующих материалов, чтобы вы не пропустили новые интересные темы и советы от экспертов. А по завершении проекта — отправим фреймворк для проведения стратсессии на тему масштабирования бизнеса.

Нажимая на кнопку «Получить чек-лист», вы соглашаетесь с получением информационных и рекламных материалов от «Больших Идей» (ООО «Бизнес Инсайт Медиа») и АО «Точка» (ИНН: 9705120864)

Рассказать о проекте:
Реклама. АО «ТОчка»