Как цифровые тренды и облачные технологии меняют сферу ретейла | Большие Идеи

? Партнерский материал

Как цифровые тренды и облачные технологии меняют
сферу ретейла

Цифровые технологии все глубже проникают в ретейл: с их помощью компании ищут новые способы организации продаж, оценки эффективности бизнес-процессов и коммуникации с покупателями, партнерами и командой.

Как цифровые тренды и облачные технологии меняют сферу ретейла

читайте также

Право руля

Ирина Пешкова

Шесть советов, которые помогут не тратить деньги на ненужные технологии

Дженни Келер,  Махадева Мэтт Мани,  Пол Лейнванд

Гендиректор SC JOHNSON: как и почему компания действует вопреки собственным интересам

Джонсон Фиск

Что делать, если сотрудник отказывается от помощи

Эми Галло

Цифровые технологии все глубже проникают в ретейл: с их помощью компании ищут новые способы организации продаж, оценки эффективности бизнес-процессов и коммуникации с покупателями, партнерами и командой. Мировая статистика говорит о важности перевода бизнеса в e-commerce: согласно исследованию, проведенному международной ассоциацией почтовых служб International Post Corporation, 79% потребителей совершают покупки онлайн хотя бы раз в месяц. Виртуальные витрины, голосовые помощники, чат-боты формируют новый образ торговой индустрии.

Ретейл будущего: как технологии меняют отрасль

Глобальная тенденция в сфере ретейла — переход из офлайна в онлайн. Все больше покупателей приобретают товары не выходя из дома — через веб-сайты и мобильные приложения. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), аудитория e-сommerce в России составляет уже 70 млн человек, это люди, которые за последний год хоть раз совершали покупки в интернете. В АКИТ отмечают, что, если уровень сервисов останется высоким, а ассортимент достаточно широким, переориентация покупателей на онлайн продолжится. Поэтому организации стремятся усовершенствовать онлайн-платформы: повысить скорость загрузки и обработки запросов, настроить сбор данных о посетителях, расширить возможности для дистанционной оплаты. Согласно опросу Digital Commerce 360, 76% ретейлеров в 2023 году запланировали увеличить свои инвестиции в технологии.

Некоторые пошли дальше и максимально сократили свое присутствие в офлайне. К примеру, часть магазинов заменили на шоурумы, в которых представлено ограниченное количество товара: покупатель может ознакомиться с ассортиментом, а затем сделать заказ через интернет. Шоуруму не требуется большая площадь или много сотрудников, что позволяет ретейлерам снижать издержки на ведение деятельности.

Чтобы расширить пользовательский опыт в онлайне, компании применяют технологии VR/AR. Ретейлеры одежды создают виртуальные примерочные: покупателю достаточно навести на себя камеру, чтобы оценить, как будет смотреться понравившаяся вещь. Декоративная косметика, украшения, предметы декора и мебель — все это можно «примерить» благодаря технологиям дополненной реальности. Консалтинговая компания Deloitte прогнозирует дальнейшее развитие тренда: с распространением гарнитур виртуальной реальности магазины могут полностью переместиться в дома потребителей.

Еще один тренд касается каналов коммуникации между продавцами и покупателями. Количество телефонных звонков снижается, и на первый план выходит общение в социальных сетях и мессенджерах. Оптимизировать работу сервисных служб помогают чат-боты: они не только отвечают на клишированные вопросы и переадресовывают покупателей на сотрудников техподдержки, но и помогают определиться с выбором товара.

С коммуникацией тесно связан тренд на персонализацию в ретейле. Как показало исследование, проведенное компанией Ensono Digital, 46% потребителей готовы делиться большим количеством личной информации, если это приведет к появлению новых предложений. Автоматизированная обезличенная обработка больших наборов данных позволяет анализировать поведение покупателей и прогнозировать их активность. На основе полученной информации ретейлеры формируют подборки товаров и уникальные предложения. 

Рост объемов данных приводит к ужесточению контроля за конфиденциальностью информации и к развитию технологий, определяющих их безопасность. Валентин Макаров, президент некоммерческого партнерства «Руссофт», предрекает появление новых технологичных решений в этой сфере. «Для обеспечения безопасности, — объясняет он, — должны появиться сервисы, построенные на другой физике. Например, на квантовой криптографии. Китай ушел далеко вперед и предлагает набор таких сервисов. К счастью, в России это направление стремительно развивается. Пока это касается скорее устройств, но очень скоро развернется и этап разработки приложений и предоставление сервисов на базе сетей, защищенных квантовой криптографией».

Отлаженные бизнес-процессы — фундамент для цифровизации

Цифровые технологии, безусловно, выводят компанию на новый уровень. Но чтобы успешно следовать трендам, бизнесу важно наладить базовые внутренние процессы, адаптировать их к современным реалиям и обеспечить эффективную коммуникацию в команде и за ее пределами. 

Потребность в грамотном взаимодействии сотрудников возникает в организации любого масштаба. «Бывает, что компания предлагает качественную услугу или товар, но при этом ее внутренние процессы выстроены плохо или вообще не выстроены, — заявляет Денис Кусков, генеральный директор агентства TelecomDaily. — Это заметно уменьшает объем использования товаров и услуг. Именно поэтому необходимо автоматизировать процесс коммуникации».

По словам коммерческого директора Яндекс 360 для бизнеса Александра Чеснавского, разрозненность решений и отсутствие интеграции технологий в инфраструктуру организации могут рано или поздно привести к проблемам в бизнес-процессах.

«Формат так называемых виртуальных офисов, которые включают в себя основные технологичные решения, сильно облегчил жизнь не только компаниями, но и их -службам. Он дает инструменты, которые помогают выполнять важные действия: писать и звонить клиентам, создавать для них рассылки, хранить данные в облаке, проводить вебинары, вести документацию, таблицы», — рассказывает Александр Чеснавский. 

Виртуальные офисы — формат организации делового пространства в онлайне. Единая экосистема обеспечивает работу как отдельных сотрудников, так и всей команды. Это фундамент, который необходим компании любого размера, особенно если ее команда распределена географически. Виртуальными офисами сегодня пользуются и крупные ретейлеры, и небольшие фирмы с узкой специализацией.


«Если раньше практически 100% сотрудников ходили в офис, имели рабочие места и могли проводить в переговорных физические встречи, то за последние три года бизнес понял, что большинство может трудиться удаленно, — рассуждает Дмитрий Кузеванов, технический директор «Азбуки вкуса». — Поменялся формат коммуникации: сейчас человеку нужен офис с собой — здесь и сейчас, на любом устройстве».

Информационная безопасность всегда была одним из приоритетов для ретейлеров, но в условиях полноценного перевода рабочих процессов в онлайн она приобрела особое значение. Организации ищут решения, которые позволят обеспечить сохранность внутренних данных.

«Раньше информационная безопасность защищала периметр компании, — утверждает Дмитрий Кузеванов. — После пандемии и геополитических изменений она защищает человека, который работает не в физическом офисе, а из любой точки мира». 

Создание виртуального офиса на базе отечественных решений

Существенную роль в построении бизнес-процессов играют провайдеры облачных решений и платформ. Часть иностранных вендоров приостановила работу на российском рынке или ушла с него, поэтому компании стремятся найти отечественные альтернативы и мигрировать на них.

«С Яндекс 360 для бизнеса можно экономить ресурсы, вместо того чтобы тратить их на дополнительные средства защиты информации или обеспечение рутинных бизнес-процессов. Наши технические службы работают 24/7 для гарантирования безопасности и бесперебойной работы сервисов», — говорит Александр Чеснавский.

По его словам, всплеск спроса на Яндекс 360 для бизнеса компания наблюдала весной прошлого года. «С того момента количество организаций, мигрировавших в наш виртуальный офис, выросло вдвое. И мы продолжаем расти», — поясняет он.

Яндекс 360 для бизнеса закрывает полный набор потребностей компании: для общения с командой и  партнерами есть Почта, Телемост и корпоративный Мессенджер, для работы с документацией и таблицами — Документы, для хранения файлов — Диск, а для планирования рабочего процесса — Календарь. Удобство заключается в тесной взаимосвязи сервисов. Например, можно быстро перейти из электронного письма в Календарь и создать новую видеовстречу в Телемосте. 

1800 сотрудников «Азбуки вкуса» уже используют сервисы Яндекс 360 для бизнеса как инструменты коммуникации. В компании отмечают, что настроенные внутренние бизнес-процессы положительно влияют на качество обслуживания клиентов и на эффективность деятельности. Например, с помощью быстрой коммуникации в Мессенджере ретейлер может оперативно решать вопросы на торговых площадках сети.

«У Яндекс 360 для бизнеса много сервисов, объединенных в одну экосистему. В других решениях не хватает конференц-связи или облачных хранилищ: нужно подключать еще какие-то продукты и интегрировать их, что довольно неудобно», — делится впечатлениями Дмитрий Кузеванов.

Как показывает опыт крупных ретейлеров, отлаженные бизнес-процессы помогают быстро внедрять цифровые технологии и работать без перебоев. Ожидается, что в ближайшей перспективе количество организаций, которые занимаются настройкой внутренних коммуникаций, увеличится. Это подтверждает Денис Кусков: «Согласно исследованию TelecomDaily, 43% компаний сейчас выстраивают свою деятельность с учетом доступности программ и оборудования. Если оборудование в основном используется иностранное, которое поставляется по параллельному импорту, то в части программного обеспечения многие переходят на отечественные решения. Думаем, что до конца 2023 года этот процент вырастет».

4CQwVszH9pSXrE2ti1C