Экосистемы как новое электричество | Большие Идеи

? Партнерский материал

Экосистемы как
новое электричество

Компании, которые не смогут перейти на платформенную бизнес-модель, рискуют остаться на обочине рынка

Экосистемы как новое электричество

читайте также

Чего хотят соискатели

Борис Гройсберг

Почему мы ненавидим выбирать

Подходит ли ваше ПО для цифровой трансформации? Скорее всего, нет

Денис Помбриант

Почему мы воюем на работе

Энни Макки

В современном мире верхушкой эволюции бизнес-моделей становятся экосистемы. Что в этой связи ждет бизнес в сегментах B2C и B2B и как компаниям безболезненно перейти на платформенную модель, рассказывает CEO компании Naumen Игорь Кириченко.

По оценкам экспертов, организации, представляющие собой цифровые платформы и формирующие экосистемы, оказываются ключевым элементом промышленной революции, заменяя неповоротливые транснациональные корпорации и другие структуры, которые не способны молниеносно меняться. Такие новые бизнес-модели и технологические подходы дают компаниям большую гибкость, возможность быстро масштабироваться, непрерывно подстраиваться под нужды клиентов — и при этом сводят к минимуму транзакционные издержки.

В сегментах B2C и B2B компании с платформенными бизнес-моделями находятся в разном положении. Рынок B2C в России уже сформировался, основные участники давно определились и жестко конкурируют друг с другом. Онлайновые контент-сервисы консолидируются внутри VK (Mail.ru), «Яндекс» все больше фокусируется на сервисах для комфортной городской, домашней жизни и обучения, группа «Газпром» запустила подписку «Огонь», а «Сбер» заметно сжался, продав Delivery Club и «Ситимобил».

Внутри многих экосистем существуют свои маркетплейсы: AliExpress входит в VK, «СберМаркет» и «СберМегаМаркет» — в «Сбер», MTS Shop — в МТС. В то же время крупнейшие независимые маркетплейсы Wildberries и Ozon начинают постепенно строить многопродуктовые экосистемы. По данным Исследовательского центра ДРТ, благодаря маркетплейсам сотни тысяч мелких и средних предпринимателей решили проблему доступа к потребителю. С 2018-го по 2021-й доля маркетплейсов в обороте интернет-торговли выросла с 12 до 39%. Сегодня мелкие и средние предприниматели составляют более 70% всех продавцов на маркетплейсах. 73% предпринимателей отмечают увеличение выручки благодаря сотрудничеству с маркетплейсами, а у 25% из них выручка выросла более чем на 50%.

B2C — огромный рынок, и, чтобы занять на нем значимую долю, необходимы существенные инвестиции. Но поскольку времена дешевых денег прошли, успех на этом рынке будет определяться доступом к дешевому капиталу. Россия — страна с одними из самых развитых B2C-экосистем, которые обладают невероятным объемом данных и являются основными разработчиками и поставщиками новаторских продуктов и услуг. Поэтому, как предполагается, потребитель не захочет от них отказываться. Однако многое будет определяться платежеспособным спросом и экономической ситуацией в стране.

Что касается рынка B2B, то он значительно более сложный и сегментированный, и в России игра на нем только начинается. Чтобы понять, как этот рынок будет развиваться, стоит присмотреться к опыту Западной Европы, которая стала настоящей колыбелью для B2B-платформ. В регионе насчитываются сотни компаний в узких сегментах B2B, которые, перейдя на платформенную бизнес-модель, стремятся занять центральное место в экосистемах и обеспечить себе долгую жизнь.

Как показывает ситуация на западноевропейском рынке, через экосистемную бизнес-модель пересобираются цепочки кооперации внутри индустрий. В России так уже происходит — например, в Северстали: в 2020 году она запустила Мetal Processing Hub — платформу в категории Manufacturing-as-a-Service. За ней следуют и другие компании: скажем, при поддержке «ФосАгро» и ВТБ с 2021 года стремительно взлетает «Поле.рф», маркетплейс для фермеров и других участников агрорынка, а «Уралхим-Уралкалий» в 2018 году основал Digital Argo, платформу сервисов для умного земледелия на основе данных. Пока это точечные решения на ранних стадиях развития: во многих отраслях и сегментах рынков B2B-платформ пока не существует.

В каком бы сегменте ни работала компания — B2C или B2B, — ее будущее будет зависеть от того, владеет она платформой с собственной экосистемой или нет. Во втором случае ей придется подключаться к чужой платформе. Экосистема — это новый способ кооперации, и организации, которые не перейдут на него, скорее всего, проиграют.

Фундаментальные силы, способствующие проникновению цифровых технологий в бизнес-модели и во взаимоотношения предприятий, настолько сильны и эффективны, что сопротивляться им не имеет смысла. Происходящие процессы напоминают проникновение электричества в жизнь людей и компаний. Как бы мы ни противились переменам, «цифра», как и электричество, войдет в нашу жизнь — и сейчас самое время ввести ее в свою ДНК. Как это сделать максимально эффективно и как изменить бизнес-модель без остановки операционных процессов, обсудят участники форума «Технобудущее российского бизнеса», который компания Naumen проведет в Москве 5 октября.