Арт-рынок на пути цифровой трансформации | Большие Идеи

? Партнерский материал

Арт-рынок на пути
цифровой трансформации

Ксения Подойницына — создатель проекта InArt, онлайн платформы о современном российском искусстве.

Автор: Ксения Подойницына

Арт-рынок на пути цифровой трансформации
Ксения Подойницына — создатель проекта InArt, онлайн платформы о современном российском искусстве.

читайте также

Средний бизнес не может позволить себе необдуманный риск

Роберт Шер

Как заработать миллиард на идеях сотрудников

Агнес Риттер

Что стоит за широким жестом Tesla Motors

Каран Гиротра,  Сергей Нетесин

Видео: как менеджеры Apple управляют инновациями

Последние пять лет мировой рынок современного искусства претерпевает серьезную трансформацию. В России эта трансформация имеет гораздо более короткую историю — как и сам рынок, возникший лишь в конце 1980-х годов. Традиционно он считается закрытым, «кулуарным»: люди, пришедшие со стороны, плохо в нем ориентируются и зачастую не понимают, как оценить произведение, справедлива ли его цена и стоит ли его приобретать. Отсутствие прозрачности во многом замедляет рост и развитие рынка, а также его интеграцию в мировое арт-пространство. Преодолеть этот разрыв можно с помощью ИТ-решений, которые постепенно приобретают популярность как у художников, так и у галеристов, кураторов и коллекционеров.

Диджитализации российского рынка современного искусства способствует ряд факторов. Прежде всего, это пандемия: продажи стали еще быстрее уходить в интернет и всем участникам рынка приходится осваивать новые технологии. Согласно прошлогоднему отчету Online Art Trade Report, выпущенному страховой компанией Hiscox, в 2020 году онлайн-продажи составили 15,8% от общего объема продаж предметов искусства, тогда как в 2019 году этот показатель не превышал 7,5%. В то же время рост интернет-продаж с 2013-го по 2020 год достиг 425%.

Еще один фактор — стремительное развитие цифровых технологий и появление ИТ-проектов в сфере искусства. Одна из таких технологий — NFT — nonfungible token, или невзаимозаменяемый токен, который подтверждает право собственности на произведение. Конвертируя работу в NFT, то есть в цифровой вид, автор продает ее за криптовалюту на специализированных порталах. Подобные произведения уникальны, как и оригиналы. По данным исследования, проведенного компаниями ArtTactic и Deloitte в 2021 году, NFT-искусство сейчас растет со средним темпом 125% в год. Это дает огромный импульс к развитию онлайн-торговли на арт-рынке.

Перемены вызывает и появление нового поколения покупателей, которые стремятся разбираться во всем самостоятельно, без помощи консультантов. Они хотят находить в интернете примеры работ того или иного автора, информацию о нем и его произведениях, а затем на основе полученной информации определять примерную стоимость интересующей их работы и принимать решение о покупке.

Первым проектом, который стал собирать специализированную базу данных и разрабатывать методологии оценки, чтобы в будущем создавать инвестиционные инструменты с большими данными, стала основанная мною в 2016 году платформа InArt. До этого в России подобными вещами никто не занимался: в творческой среде не принято уделять пристального внимания цифрам.

Мне цифры, напротив, никогда не казались скучными. Я окончила Российскую экономическую академию им. Г.В. Плеханова по специальности «финансы и кредит», а затем магистратуру в области европейского бизнеса в бизнес-школе ESCP. Получив образование, я некоторое время трудилась в банках и на фондовых рынках разных стран. Статистика, аналитика, работа с данными стали важными элементами моей жизни.

В то же время меня всегда интересовало искусство. В 2010 году я основала «Галерею 21» и стала работать с молодыми российскими авторами. В этом я тоже оказалась первопроходцем: раньше начинающими художниками российские галеристы всерьез не интересовались.

В то время арт-рынок Москвы активно развивался. Авторы не задумывались о собственном продвижении, покупатели не понимали, чем обоснована цена на произведения искусства, галеристы не заключал контактов с художниками и все договоренности закрепляли на словах. Аналитикой арт-рынка занимался только один проект — Art Investment: он изучал аукционные торги по всему миру, не ограничиваясь современными или российскими авторами.

Задумавшись, как развивать карьеру, я увидела, что аналитика в области современного российского искусства — незанятая ниша. Я понимала, что аукционных данных для оценки произведений и формирования статистики зачастую недостаточно: в них, например, может быть провал из-за того, что художник несколько лет ничего не продавал или писал не пользующиеся спросом работы. Кроме того, эти данные в недостаточной степени отражают заслуги и регалии художника, которые, между тем, должны оказывать серьезное влияние на цену произведения. Это означало, что арт-рынку для качественной и прозрачной работы требуются дополнительные данные.

Руководствуясь этими соображениями, я запустила проект InArt (и одновременно, чтобы избежать аффилированности, дала такое же название галерее). Основная задача проекта — расставить ориентиры на рынке современного искусства, ответив на несколько ключевых вопросов. Кто считается современным художником? Сколько стоят работы и почему? Как меняются цены на работу? Каков объем рынка современного искусства? От чего зависит его развитие?

Чтобы дать ответы на эти вопросы, решено было использовать цифровые технологии. Я составила методологию, позволяющую определять, кто является профессиональными российскими современными художниками. Таковых на тот момент оказалось меньше полутора тысяч. С тех пор мы с командой ежегодно обновляем эту базу, и сейчас в нее входит уже более 2200 человек. В пул профессиональных современных авторов мы стали включать и выпускников художественных вузов, которые решили остаться в профессии и уже начали выставляться.

Мы также составляем рейтинги художников, основываясь при этом не на опросах экспертов, а на математической модели: анализируем резюме и трек-рекорд авторов — каждое участие в выставке, появление работ в галерее, в музее и т. д. дает художнику дополнительные очки.

В прошлом году к нашему проекту присоединился партнер — специалист по разработке и внедрению ИТ-продуктов в финансовой сфере. Вместе с ним мы создаем платформу, которая позволит оценивать предметы искусства в режиме онлайн, а также покупать и продавать работы.

Благодаря партнеру у нас появляется возможность создавать новые индексы, которым люди, принимающие решение о покупке, будут доверять с полным основанием, ведь базироваться они будут не на мнении экспертов, а на технологиях машинного обучения. Наша цель — как можно дальше уйти от человеческого вмешательства и субъективности в любых оценках, и мы быстро к ней идем.

На внедрение новых технологий, в частности для составления рейтингов, арт-сообщество реагировало по-разному. Художники зачастую не понимали, зачем мы их оцениваем и пересчитываем, и не давали нам письменного согласия на участие в рейтингах, лишая себя возможности попасть в них. Многие отказывались прислать резюме, аргументируя это тем, что им придется тратить время и силы на то, чтобы собрать «для нас» информацию о себе.

Ситуация постепенно меняется, и мы видим в этом отчасти свою заслугу. Авторы, особенно новое поколение, осознают, что резюме — их главный документ, в который нужно вносить каждое достижение. Многие учатся или стажируются в зарубежных академиях искусств, где всегда объясняют, как общаться с участниками рынка, выстраивать с ними отношения, оформлять CV. Кроме того, в последнее время появляется все больше курсов по арт-менеджменту, в том числе для художников, галеристов, кураторов, коллекционеров. Развитие рынка оказывает большое влияние на сознание всех его участников.

Галеристы, напротив приняли наши нововведения с энтузиазмом. Большинству было очевидно, что повышение прозрачности рынка способствует укреплению доверия между его участниками и, соответственно, притоку покупателей. В 2020 году InArt принял участие в создании Ассоциации галерей, призванной упорядочить рынок современного искусства в России. Сейчас в нее входит 20 галерей со всей страны, и это число постоянно растет.

Цифровая трансформация арт-рынка выгодна всем его участникам, в том числе покупателем и коллекционерам. Мониторя с помощью ИТ-решений основные риски, мы позволяем инвесторам уверенно включать в свой портфель предметы искусства. Например, цифровые технологии, которые мы внедряем, позволяют анализировать активность художника (сколько у него было выставок за последний период, где и т. д.) и на этом основании прогнозировать изменение цен на его работы. Рассчитав основные инвестиционные индексы, инвесторы смогут принимать взвешенные решения о покупке.

Вместе с ИТ-партнером мы планируем довести процесс создания инвестиционного портфеля до полной автоматизации. Новые алгоритмы будут учитывать, сколько человек готов потратить, на какой срок хочет вложиться и в какой степени готов к риску, — все как на фондовом рынке.

Инвестиционным решениям также будет способствовать автоматизированное отслеживание провенанса. Мы разрабатываем сервис, который будет с помощью блокчейна собирать данные о происхождении и передвижении произведения искусства, его нахождении в музеях и коллекциях. Полученная информация навсегда останется в системе, и покупатели смогут самостоятельно ее изучать, чтобы удостовериться в подлинности работы.

Современные ИТ-технологии: машинное обучение, блокчейн, анализ больших данных, математическое моделирование, NFT и т. д. — дают существенный толчок к росту рынка современного российского искусства. Они позволяют художникам появляться и закрепляться на этом рынке, галереям — привлекать новых покупателей, инвесторам и коллекционерам принимать информированные решения о покупке.