читайте также
Гибкость и постоянное развитие — вот что делает сегодня успешными как бизнес, так и сотрудников. Сейчас все больше компаний берут курс на цифровизацию. Уверенные навыки работы с определенными программами, эмоциональный интеллект, способность работать в команде — теперь не просто строчки в резюме, а залог продуктивности сотрудника. Как этого добиться и что корпоративное обучение приносит бизнесу — в интервью Дмитрия Красовского, директора компании «Т1 Цифровая Академия» (входит в IТ-холдинг Т1).
«Большие идеи»: Чем работа «Т1 Цифровой Академии» отличается от деятельности многочисленных компаний-конкурентов на рынке образовательных корпоративных продуктов?
Дмитрий Красовский: Организаций, которые производят качественные образовательные решения, действительно немало. Но делать это на большую аудиторию способны немногие. Еще меньше тех, кто может обеспечивать значительным масштабированием инновационные продукты. Эту нишу на рынке занимаем мы. Качество, масштабирование и инновации — ключевые принципы, на которые ориентируется наша группа разработки обучающего контента.
Почему вопрос масштабирования для вас настолько важен?
Мы работаем с очень крупными клиентами, у нас есть опыт работы с Т1, где наращивание масштаба имеет критическое значение. Не менее важную роль играет и то, что в наших решениях используются современные технологии и новейшие подходы к обучению взрослых (андрагогика).
IТ-технологии очень быстро развиваются и меняются — важно давать возможность специалистам развиваться и повышать те компетенции, которые необходимы для работы сегодня и будут востребованы завтра, готовить индивидуальные планы развития, которые объединяют личные интересы сотрудников с задачами компании. Это суть концепции раскрытия талантов, за рубежом она известна как Talent enablement.
Мы первые на российском рынке предложили такой подход к обучению персонала. Мы считаем, что бизнес-процессы компании могут быть эффективны лишь тогда, когда бизнес обеспечивает сотрудникам возможность развивать свои способности — постоянно и без отрыва от производства. Это возможно, когда обучение привязано к бизнес-метрикам, а сами программы для сотрудников связаны с их проектной работой.
Поэтому вы и решили создать образовательный сервис?
Обучение — один из основных способов развития сотрудников. Поэтому примерно полтора года назад в Т1 создали подразделение, которое должно было заниматься исключительно обучением персонала и выстраивать образовательные процессы. Сначала мы реализовывали образовательные программы для сотрудников компаний, входящих в холдинг Т1, а позже — пробовали работать и с внешними заказчиками, и когда мы поняли, что достигли в этом больших успехов, произошел эволюционный переход. Мы долго и очень активно к этому готовились, и теперь с уверенностью можем утверждать, что знаем, как обучать цифровым компетенциям персонал любых компаний. А в последние годы стало окончательно ясно, что обучение — это обязательный атрибут активно развивающегося бренда, желающего привлекать лучшие кадры на рынке.
Т1: холдинг и Цифровая Академия
Т1 — многопрофильный холдинг, партнер ключевых производителей и разработчиков в IТ-сфере, одна из крупнейших IТ-сервисных компаний в России со штатом более 16 000 человек и присутствием более чем в 250 городах. Т1 предоставляет полный спектр IТ-услуг для реализации высокотехнологичных проектов с учетом отраслевой специфики заказчиков. Оборот холдинга по итогам 2022 года превысил 166,7 млрд рублей.
«Т1 Цифровая Академия» была создана в 2021 году как корпоративный университет для обучения сотрудников компаний, входящих в холдинг. За первые полтора года было разработано более 50 инновационных образовательных продуктов, а обучение прошли свыше 2000 сотрудников. Сейчас «Т1 Цифровая Академия» работает с компаниями и за периметром холдинга. В штате «Т1 Цифровой Академии» — специалисты с большим опытом обучения в IТ-сфере: дизайнеры обучения, методисты, преподаватели, специализирующиеся на работе со взрослыми. Также в академии трудятся продуктологи и аналитики: они решают, какие образовательные продукты нужны, как их правильно создавать и продвигать.
Собственно, главный вопрос — зачем самим сотрудникам это нужно?
Да, 20 лет назад о важности корпоративного обучения могли вестись споры, но уже в конце 2010-х в России появились специалисты, понимающие необходимость корпоративного обучения и то, как оно влияет на бизнес. Сегодня это осознают компании, отсюда — рост инвестиций в корпоративное образование.
IТ-рынок за последнее время полностью трансформировался, теперь это «рынок сотрудников». Поэтому одна из основных задач бизнеса — удержать высококвалифицированный персонал, и обучение — эффективный инструмент. Это актуально не только для IТ-отрасли, но и для индустрий, в которых сейчас проходит активная цифровизация.
Чему нужно учить людей, работающих в IТ-области?
Прежде всего, им необходимо прививать разные виды навыков. Это как мягкие навыки, про которые сегодня много говорят, так и типовые «жесткие» навыки, знание востребованных языков программирования и технологий.
Обучение IТ-сотрудников — важная задача, при этом большинство из них любит учиться, в том числе самостоятельно. Они понимают ценность образования, осознают, что технологии быстро устаревают и постоянно появляются новые продукты, что без новых навыков специалисты быстро теряют квалификацию. Для бизнеса образовательные программы — отличный инструмент конкурентной борьбы на рынке труда. Компании, которые дают больше возможностей для обучения, побеждают в битве за персонал.
Cотрудники, в особенности молодые, привыкли, что любые ресурсы находятся в легком доступе. Что для них особенно важно в таком случае?
Большинство IТ-сотрудников действительно избаловано, если можно так выразиться, доступом к технологиям. Они легко отличают современный продукт от морально устаревшего, уделяют внимание дизайну, ценят эффективные современные решения. Поэтому образовательные продукты, которые создаются для IТ-компаний или для обучения персонала, должны быть развиты с точки зрения как визуального представления, так и используемых технологий. А создавать высококачественные инновационные образовательные решения, отвечающие требованиям масштабируемости, довольно сложно и дорого.
Что вы готовы предложить таким взыскательным клиентам?
Заказную разработку. Заказное решение отражает специфику компании, в дальнейшем его можно адаптировать и развивать за существенно меньшие средства. Какое именно образовательное решение лучше использовать в каждом случае — коробочное или заказное — решают специалисты по обучению, исходя из бизнес-задач заказчика.
Можете рассказать об этом на примере?
Например, в рамках импортозамещения клиенту нужно было внедрить Arenadata DB за год. Шаблонное образовательное решение могло обеспечить ввод новых технологий минимум за полтора года с учетом затяжной миграции, нехватки специалистов по ADB и невысокой мотивации специалистов (только 26% специалистов внутри компании хотели перейти на новый инструмент). Мы провели внутренний аудит, а после разработали специальный курс, включающий в том числе и индивидуальные обучающие сессии, реализовали первые работы по миграции, провели внутреннюю маркетинговую кампанию вместе с HR, внедрили систему оперативного консультирования. В результате компания перешла на ADB за 10 месяцев, все 263 сотрудника научились выполнять задачи по ADB, а желание опытных специалистов перейти на новый инструмент выросло до 73%.
«Мы обучаем любым продуктам»
На обучение сотрудников каких индустрий ориентирована «Т1 Цифровая Академия»?
В первую очередь — IТ-компаний любого размера. В целом мы ориентированы на работу с цифровыми и IТ-компетенциями сотрудников из таких индустрий, как банки и финансы, электроэнергетика, розница, металлургия, транспорт и логистика, строительство. В этих отраслях довольно высокие показатели внедрения цифровых продуктов и методик — предприятия понимают, зачем это нужно. Они осознают, что компании, которые прошли цифровую трансформацию, становятся более стабильными, эффективными, больше зарабатывают. И что цифровизация подразумевает построение сильной IТ-структуры и обучение всех сотрудников базовым цифровым навыкам. Нашими учащимися могут стать специалисты любых компаний, которые осваивают цифровые компетенции, проходя обучение по информационной безопасности, цифровой грамотности и смежным дисциплинам. Мы обучаем любым продуктам.
Заказные решения, готовые образовательные продукты, сертификация — какие еще услуги вы предлагаете?
Нашим заказчикам предлагаем консалтинг, чтобы HR-специалисты могли определить, какие решения требуются организации. Мы помогаем создавать матрицы компетенций сотрудников, чтобы компании сами могли понять, кого, чему, какими способами, при помощи каких методологий, продуктов и сервисов необходимо учить. Также мы помогаем внедрять метрики качества, обсуждаем гарантированный уровень качества обучения — все это входит в HR-консалтинг.
Мы предоставляем и IТ-консалтинг: поскольку наши образовательные решения являются одновременно техническими системами доставки контента, их можно внедрять в информационную инфраструктуру заказчика. У заказчика есть выбор: встраивать наши решения в собственные IТ-системы или приобретать готовые решения — вместе с технологической инфраструктурой от Т1.
Как это устроено: корпоративное обучение в Узбекистане
«Т1 Цифровая Академия» совместно с ГК «Иннотех» и национальным платежным оператором Узбекистана UZCARD в рамках направления «Обучение как канал найма» организовала бесплатный образовательный курс повышения квалификации IТ-специалистов по CI/CD и DevOps-специалистов в соответствии с требованиями UZCARD. На курс было подано более 1200 заявок, отобрано 26 инженеров, которые прошли дообучение. В результате заказчики сократили расходы на найм и адаптацию новых сотрудников, получив специалистов, которые с первого дня были знакомы со всеми рабочими процессами — в полном соответствии с концепцией «раскрытия талантов» (подробнее об этом — в интервью Дмитрия Красовского по ссылке).
Чем больше продуктов, услуг и решений вы предлагаете, чем шире рынок сбыта, тем больше конкуренция с крупнейшими сервисами, входящими в экосистемы. Вы готовы к выходу на массовый рынок?
Конкуренция на таком уровне возможна лишь в перспективе. Мы будем решать, адаптировать ли свои образовательные решения и бизнес-модель к массовому рынку, позже. Пока цели выходить на него у нас нет. Сейчас наш приоритет — корпоративный рынок. Именно на нем мы можем полностью реализовать потенциал своих обучающих продуктов.
КЕЙС 1. Как сэкономить 10 млн рублей при поиске профессионалов по Apache Spark
Задача: принять на работу определенное количество специалистов по Apache Spark.
Ход реализации: «Т1 Цифровая Академия» провела полноценный скрининг резюме по открытым позициям заказчика и выявила среди соискателей кандидатов, которым немного не хватало компетенций, нужных для работы. Их зачислили в группу по дополнительному обучению.
Результат: уже через месяц заказчик получил 14 мотивированных талантливых сотрудников, которые влились в процессы еще на этапе обучения и сразу приступили к работе на результат без адаптации и дополнительного стресса.
КЕЙС 2. Спецы по PostgreSQL
Задача: начать работать с PostgreSQL в рамках импортозамещения и обучить 200 сотрудников компании-заказчика.
Ход реализации: «Т1 Цифровая Академия» разработала асинхронный курс, который помог сотрудникам повысить необходимые компетенции. Всем желающим специалистам компании был предоставлен доступ к курсу и возможность его пройти. 93% сотрудников, прошедших обучение, успешно справились с практическими заданиями.
Результат: около 200 готовых специалистов по PostgreSQL.