Дарите возможности: как новогодний подарок сотрудникам может помочь бизнесу? | Большие Идеи

? На правах рекламы

Дарите возможности: как новогодний подарок сотрудникам может
помочь бизнесу

Как сделать новогодние праздники полезными для себя и своей команды? Подарите обучение и возможность карьерного роста

Автор: Никита Щуренков

Дарите возможности: как новогодний подарок сотрудникам может помочь бизнесу

читайте также

Антикризисная подборка: какие книги помогут справиться с трудностями

Антон Максименко

Почему компании используют инфлюенсеров неправильно

Гварланн де Кервиле,  Элис Одрезе

Секрет стойкости: где найти силы, чтобы справиться с неудачей

Карен Диллон,  Роб Кросс

HR-тренды нового времени: как нужно измениться менеджменту после года вызовов

Иан Коулберн

Используйте потребность в переменах

«Я подаю свой последний кофе!» — торжественно объявила героиня сериала «Друзья» Рейчел Грин в одном из новогодних выпусков шоу перед тем, как уволиться из кофейни. Она работала официанткой уже несколько лет и до этого момента все никак не решалась начать карьеру в мире моды.

Описанные события произошли накануне Рождества не случайно. Начало новой главы в жизни, даже если это небольшой шаг, дает человеку важное чувство чистого листа, на которое можно опереться. Это ощущение сопровождает нас, когда мы меняем статус, определяющий нашу жизнь: заканчиваем институт и из студента становимся специалистом, заводим ребенка и становимся родителем. Но новые главы могут начинаться и по-другому — например, с началом нового года.

Профессор Уортонской школы бизнеса Пенсильванского университета Кэти Милкман в своей книге «Как меняться. Наука, которая поможет преодолеть внутренние препятствия на пути перемен» пишет, что Новый год — один из мощных триггеров, помогающих человеку оставить позади неудачи и запустить процесс изменений. От знаковых дат мы получаем заряд мотивации, чтобы достичь определенной цели: бросить курить, выучить новый язык, освоить новую специальность, перейти на другую работу, сменить город или даже страну.

И хотя любой человек, хоть раз начинавший жизнь «с чистого листа» 1 января, знает, что торжественные намерения далеко не всегда приводят к переменам, эту человеческую особенность — жажду перевернуть главу и начать новый этап — могут использовать топ-менеджеры или владельцы бизнеса, чтобы помочь своим сотрудникам улучшить их профессиональные навыки. И заработать больше денег для компании.

Почему сотрудникам важно дарить подарки

Конец года — не только время планирования будущего и подведения итогов, но и период, когда люди дарят друг другу подарки. Кроме близких и друзей, мы обмениваемся ими с коллегами, партнерами и контрагентами, а компании — со своими сотрудниками.

Пионер в области поведенческой экономики, лауреат Нобелевской премии Джордж Акерлоф на протяжении многих лет изучал феномен обмена подарками на рабочем месте. Ученый пришел к выводу, что проявление доброты работодателя к своим сотрудникам обычно приводит к тому, что они в ответ начинают работать усерднее.

Акерлоф имел в виду именно денежные вознаграждения, но в 2012 году немецкие и швейцарские ученые обнаружили, что подарки и денежные бонусы люди воспринимают по-разному: да, деньги стимулируют людей, но проявление заботы и внимания со стороны организации (пусть даже в виде подарочной карты) несет в себе особый эффект, демонстрирует неравнодушие со стороны руководства. Хотя, конечно, одно другому не мешает: денежная премия — это способ отблагодарить человека за его работу и профессионализм, а подарок — искренний жест.

Западные компании уже давно осознали важность эмоциональной связи с сотрудниками и используют различные события, такие как Новый год, чтобы укрепить ее. Так, Google с 2009 года в качестве рождественского подарка дарит персоналу новейшие модели своих гаджетов, а одна из команд Apple, работавшая над созданием клавиш от клавиатуры MacBook, по завершении проекта получила персонализированные поздравления на специальных подставках, где их имена были выложены теми самыми клавишами, над разработкой которых они трудились весь год.

Хорошо понимают важность новогодних подарков для своих сотрудников и работодатели из России. Исследователи из SuperJob оценивают , что только 14% компаний в стране ничего не дарят сотрудникам на Новый год. Впрочем, самые популярные подарки часто напоминают формальность: в основном это календари и канцелярские товары с корпоративной символикой, сладости, чай, кофе, алкоголь. В пресс-службе площадки «Авито» нам рассказали, что делают ставку на совместные воспоминания и эмоции, поэтому в качестве подарка устраивают во всех своих офисах большой новогодний корпоратив.

«Подарок от компании на Новый год ждут все и всегда! — говорит руководитель отдела обучения и развития персонала рекрутинговой компании ANCOR Виктория Пайсина. — Часто персонал бывает достаточно требователен в своих ожиданиях к корпоративным подаркам, ведь ценность не только в его пользе, важен момент позитивных эмоций, внимания со стороны работодателя. Люди надеются, что их обрадуют, удивят, заинтересуют». По словам Пайсиной, подарки — важная часть внутренних коммуникаций компании, а завоевать признательность человека сегодня можно ироничным мерчем, полезным аксессуаром или подпиской на интересный сервис.

Так, например, в начале нового учебного года сотрудникам «Яндекса» предложили месяц бесплатного доступа к образовательной платформе «Грейд». Она устроена как конструктор: образовательный трек можно собирать точечно, под запросы сотрудника, сочетать навыки из разных сфер и отслеживать результат с помощью тестов. За месяц бесплатной подписки сотрудники «Яндекса» могли пройти сразу несколько коротких курсов по любому из девяти направлений, будь то маркетинг, менеджмент, разработка или анализ данных.

Директор платформы «Грейд» Анастасия Рекшинская рассказывает, что компания получила неожиданную обратную связь от участников: из 15 000 человек, получивших подарок, более 70% воспользовались им и активировали подписку. Многие выбирали курсы так, чтобы опробовать себя в новой специальности или усовершенствовать существующие навыки. Важной оказалась и эмоциональная составляющая: люди с благодарностью отнеслись к подписке, расценили этот жест как заботу со стороны компании и предлагали повторить акцию в будущем.

Корпорации постепенно уходят от физических подарков в сторону цифровых — и теперь все чаще сотрудникам дарят обучение, сертификаты и подписки на различные сервисы. Изменение формата связано с физической рассредоточенностью команд: многие компании имеют офисы в разных городах и странах, а некоторые сотрудники работают удаленно на постоянной основе.

Так, актуальными подарками для рассредоточенных команд могут стать:

— общий мини-ретрит;

— набор для чайных церемоний;

— онлайн-подписка на образовательный сервис, кулинарные курсы или приложения для медитаций;

— сертификат на участие в мастер-классе (например, по виноделию или гончарному делу).

Чтобы предложить что-то на самом деле ценное, лучше узнать о вкусах и предпочтениях сотрудника заранее: у персонализированного подарка, учитывающего интересы и цели человека, меньше шансов отправиться пылиться на полку, гораздо больше — укрепить связь между человеком и организацией.

Обучение как забота

Исследование ANCOR показывает, что вопрос образования и развития сегодня стоит перед 86% сотрудников, а для многих из них возможность учиться — один из факторов при выборе работодателя. Все опрошенные «Большими идеями» компании согласились со значимостью обучения в корпоративном мире. Так, оператор связи «Мегафон» разработал специальную площадку с курсами и программами для сотрудников: часть из них можно пройти самостоятельно, а часть — очно, в команде и при участии тренеров.

Сотрудники «Авито» также системно улучшают свои навыки — в компании пояснили, что у каждого из них существует выделенный бюджет на дополнительное обучение. Человек может потратить деньги на курсы для расширения компетенций или вспомогательные программы для освоения новых специальностей, согласовав их с руководителем. ANCOR тоже дарит сотрудникам корпоративные подарки в виде обучения. В компании отметили, что для людей интеллектуальной сферы общая эрудиция, саморазвитие и владение актуальными инструментами — необходимая часть рабочей рутины.

Директор платформы «Грейд» от «Яндекс Практикума» Анастасия Рекшинская согласна: для взрослого человека возможность учиться, работает ли он в IT-компании или на крупном производстве, сильно влияет на мотивацию и отношение к работе. Платформа предлагает компаниям корпоративное обучение по подписке, в том числе в качестве подарка.

«Большинство наших пользователей, а это больше 30 000 человек, очень позитивно реагируют на обучение, которое они у нас проходят. Обычно курсы подходят под их текущие рабочие задачи и являются подспорьем, чтобы стать еще чуть-чуть лучшими профессионалами. И мы видим, что наша подписка воспринимается как настоящая забота со стороны работодателя, удачное дополнение к ДМС», — объясняет Анастасия Рекшинская.

Стать ближе к сотрудникам: три шага к действиям

Опытные руководители понимают: рост сотрудника — это рост команды. Рост команды — это рост бизнеса. Поэтому и руководителю, и HR-менеджеру важно использовать подготовку к Новому году как повод узнать своих сотрудников поближе, наладить отношения и обсудить их будущее в компании.

Первым шагом может стать серия разговоров с командой в формате one-to-one, во время которых тимлид, руководитель или HR смогут поговорить с сотрудниками об их планах и ожиданиях на будущий год, вместе сформулировать цели, точки развития и карьерного роста.

Второй шаг — помощь в их достижении. И здесь хорошим подспорьем также могут стать образовательные курсы: например, если руководитель в качестве новогоднего подарка выберет персонализированную подписку на обучение, учитывающую потребности сотрудника, имеющийся опыт и зону роста.

Такой подход к корпоративному обучению поддерживает платформа «Грейд» от «Яндекс Практикума». Работодатель может оформить подписку, которая позволит его команде получить доступ ко всей библиотеке или отдельным курсам. Перед началом обучения сотруднику предлагают пройти тест под роль (текущую или ту, к которой он хочет прийти в будущем), позволяющий оценить набор компетенций и навыков, необходимых для его специальности.

Обучение помогает сотрудникам и их руководителям не только планировать дальнейшее развитие, но и достигать поставленных целей. Сотрудники могут обучаться для выполнения конкретных задач (готовиться к новым проектам, осваивать отдельные навыки, проходить ротацию внутри компании), а руководители — направлять их и измерять результаты.

Например, у вас в команде есть талантливый сотрудник, который показывал высокие результаты, но со временем потерял интерес к своим задачам. Честный разговор поможет вам выяснить, в чем проблема — возможно, ему просто стало скучно или он не видит возможностей роста? Предложите такому специалисту смежную роль, дайте возможность пройти тестирование и узнать, какие навыки для этого необходимо прокачать. Или в компанию пришел новый руководитель, и вы видите, насколько трудно ему дается новая должность. Подарите этому человеку курсы по менеджменту и настройке процессов, которые он сможет пройти во время каникул, и в Новом году вы получите более уверенного в себе менеджера.

Третий шаг — подгадать удачный момент. На новогодних каникулах люди обычно отключаются от своих привычных забот, зато первые рабочие дни года могут стать хорошим стартом для чего-то нового. Используйте этот момент, чтобы вдохновить и поддержать их стремление: например, дав возможность самим собрать для себя образовательный трек и пройти те курсы, которые им интересны. Некоторые образовательные площадки позволяют сделать это бесплатно в формате демодоступа.

Компании могут успешно закрывать потребность своих сотрудников стать лучше и измениться с Нового года и дарить им соответствующие подарки. Взамен они получат человека, который совершенствует свои профессиональные навыки и хвастается подарком перед друзьями. Ведь вместо календаря или беспроводной зарядки он получил возможность развиваться и расти.

Сможете ли вы сделать полезный и вдохновляющий подарок команде?

Памятка о том, как наладить хорошие рабочие отношения с сотрудниками

— Поговорите с командой и узнайте о ее желаниях и потребностях. Возможно, люди слишком устали от рутины и хотят новых задач или испытывают излишнюю нагрузку и нуждаются в отдыхе?

— Проанализируйте собранную информацию и подумайте, как вы можете сделать жизнь своих сотрудников немного лучше. Может быть, им нужен совместный опыт или возможность учиться и осваивать новые навыки?

— Попробуйте совместить желания людей и потребности бизнеса, чтобы прийти к ситуации win-win. Если человек думает о смене вектора развития, вы можете использовать это в свою пользу.

— Выберите правильный момент. Подгадайте удачное время, чтобы подарок оказался наиболее актуальным. Дарите впечатления во время Новогодних каникул тем, кто сильно устал, или возможность учиться для тех, кто хочет начать жизнь «с чистого листа».


F7NfYUJCUneP41ZyRNaA