Здесь рыбы нет! Когда пора списать расходы | Большие Идеи

? Прочее

Здесь рыбы нет! Когда пора
списать расходы

Возможно, Вы и не думали, что многие техники принятия управленческих решений были известны с тех пор, как человек научился ловить рыбу. Возможно, эти навыки были гораздо более совершенными, когда рыбалка была не просто хобби, а важной частью жизни наших предков. Навыки эти можно разглядеть, как это ни парадоксально, именно тогда, когда не клюет.

Автор: Андрей Третьяков

Здесь рыбы нет! Когда пора списать расходы

читайте также

Олигархи минувшего

Федюкин Игорь

Как COVID-19 меняет правила для советов директоров

Линн Пэйн

Чему американской электронной коммерции стоит поучиться у своих иностранных подражател Amir-abbas Abdolaliей?

Кен Калхун

Корпоративные анекдоты. Часть вторая

Борис Щербаков

Недавно был на рыбалке в Городце, под Нижним Новгородом, с опытным местным рыбаком. Он еще накануне, по туману над рекой, определил, что клев будет «не очень», и было видно, что согласился на рыбалку только из уважения к гостю. Что до меня, то уловистая рыбалка была бы гораздо менее интересной для анализа. О каком анализе речь? Сейчас поясню.

Возможно, Вы и не думали, что многие техники принятия управленческих решений были известны с тех пор, как человек научился ловить рыбу. Возможно, эти навыки были гораздо более совершенными, когда рыбалка была не просто хобби, а важной частью жизни наших предков. Навыки эти можно разглядеть, как это ни парадоксально, именно тогда, когда не клюет.

Каждая рыбалка, утренняя, вечерняя или ночная — это отдельный проект. Но рыбак, в отличие от менеджера, имеет гораздо большее количество осуществленных проектов, а опыт всех рыбаков мира, прошлых и нынешних, многократно превышает опыт реализации экономическим сообществом бизнес-проектов, что позволяет рыбакам делать системные выводы, тогда как в бизнесе нам приходится по крупицам собирать эффективные инструменты принятия решений и полагаться на интуицию чаще, чем хочется.

Стратегия рыбака на месте — определить, стоит ли пытаться поймать рыбу здесь, сейчас и именно таким способом, сколько есть времени на проверку своего предположения, после чего будет нужно решить, менять ли наживку, снасть, место или же отправиться восвояси, рассуждая, что клев, как всегда, был «вчера и завтра». Не напоминает ли это то, что мы делаем, когда приступаем к новому бизнес-проекту? Ведь и нам нужно определить перспективы бизнеса, свои компетенции, лимит расходов и меры, которые следует предпринять в случае, если решение стартовать было ошибочным — реструктуризация бизнеса, смена рынка или же списание расходов? Рассмотрим же этапы проекта «рыбалка» подробнее.

1. Определение перспектив

Проект «рыбалка» традиционно начинается с анализа перспективы поймать достаточное количество рыбы в намеченное время. Погода, общение с другими рыбаками, анализ прошлого опыта — используется все, чтобы решить, быть ли рыбалке. Все источники информации «ранжируются» по качеству прошлых прогнозов. И каждый рыбак знает, что без такой подготовки можно потратить время на хорошую поездку, но не на удачную рыбалку. А все ли доступные нам инструменты для анализа перспектив проекта мы используем в бизнесе? И не слишком ли часто доверяем тем, кто действует на удачу или руководствуются какими-то своими мотивами, входя в проект, сетуя потом на отсутствие ожидаемых результатов? Умеем ли определить людей, которые любят «процесс ради процесса»?

Читайте материал по теме: 4 совета по налаживанию деловых связей

2. Планирование и ресурсы

Принято решение, и начинаются сборы на рыбалку — это целый ритуал. Рыбак отбирает то, что должно ему пригодится, проверяет работоспособность снастей, достаточность наживки, отсутствие течей в лодке, и так далее. Рыбацкие снасти моего папы с трудом умещаются в среднего размера внедорожник, но он старается взять их все, когда отправляется на рыбалку. Все просто — чем больше ресурсов, инструментов, снастей есть под рукой, тем больше вероятность поймать рыбу. Однако, чаще всего, приходится выбирать — что ты можешь взять с собой, а что придется оставить.

А насколько тщательно мы планируем те ресурсы, которые нужны при реализации проекта? И как часто, войдя в проект, понимаем, что у нас нет чего-то очень важного для его осуществления, без чего можно было и не начинать?

3. Гибкость и адаптивность

Придя на место, рыбак пробует все имеющиеся снасти, наживки, прикормки, способы проводки, чтобы найти именно то, на что сегодня клюет наилучшим образом. Для этого используются и промежуточные результаты (рыбка следует за блесной, есть неуверенные поклевки — значит надо продолжать, меняя детали, если нет — нужно уже пробовать что-то другое, не тратя все время на бесперспективный метод). Меняются условия — рыбак продолжает эксперименты и находит то, на что клюет именно сейчас, при этом делая выводы на будущее. Даже если ловля идет успешно, рыбак постоянно пробует что-то новое, чтобы поймать рыбку покрупнее.

Всегда ли мы анализируем текущую работу с такой же тщательностью и вносим изменения в ход реализации проекта, не упуская сегодняшний рынок, пытаясь повысить эффективность, улучшая результаты? Или предпочитаем работать «как договорились» до победного/провального конца.

Читайте материал по теме: Как лучше оценивать риски

4. Сматывание удочек

И в какой-то момент, решив, что было предпринято все возможное, рыбак меняет место, чтобы начать все заново, или вообще прекращает ловить, признав попытки безрезультатными. Тогда он произносит известное «здесь рыбы нет», сматывает удочки и присоединяется к традиционной увлекательной беседе с коллегами на берегу о том, что видел большую рыбу, но случайно не поймал ее, обсуждает с друзьями планы новой рыбалки и те выводы, которые были сделаны сегодня, не вспоминая при этом с жалостью потраченные на неудачную попытку время и силы. Ведь жизнь продолжается.

Как быстро мы способны принять решение о том, что проект не имеет перспектив и пора списать расходы? И, приняв такое решение, способны ли мы так же легко идти дальше, к следующему месту лова, не переживая о прошлом негативном опыте?

Рыбалка может дать гораздо больше идей для применения в бизнесе, чем может показаться на первый взгляд, было бы желание видеть это и проводить аналогии с нашей профессиональной жизнью. И особенно важный урок в том, что любой проект — это всего лишь проект, вне которого есть еще много важного и интересного. И, даже если именно здесь и именно сейчас «рыбы нет», то нужно просто «смотать удочки», списать расходы и идти дальше — наслаждаться общением, смотреть на звезды и планировать следующий проект.