Потребность в подчинении | Большие Идеи

? Прочее

Потребность
в подчинении

Для человека характерны как потребности в доминировании, лидерстве и независимости, так и потребности в подчинении и следовании за лидером.

Автор: Дмитрий Жуков

Потребность в подчинении

читайте также

Город на реке

Леонид Юзефович

Можно ли перевернуть Стэнфордский эксперимент?

Грег МакКеон

Зведные войны

Уроки пиратов XVII века

Хаягрива Рао

У человека есть потребность в доминировании, в лидерстве и в независимости. Как мы отмечали, далеко не все стремятся достичь максимальных значений этих социальных рангов. Но это наблюдается не потому, что сил хватает не у каждого. Дело в том, что наряду с потребностями, направляющими нас на достижение высокого социального статуса, у каждого человека (у подавляющего большинства) имеется и потребность в подчинении.

Действительно, индивидуум, выбравший себе начальника, не только приобретает сильного покровителя, но и освобождает себя от многих обязанностей. В первую очередь, подчиненный освобождается от необходимости думать. Это отражено в современном научном фольклоре:

Песня ослика

Начальнику, после утверждения отчетов

Как прогнуться хорошо под мил?го друга!

Хорошо бежать вдвоем, сбруею звеня.

Хоть изрядно тяжела ультрацентрифуга,

Я его не подведу, жизнь свою кляня.

Мне, конечно, невдомек — куда он стремится?

Но ведь шпорою не бьет и дает резвиться.

Цель, задачи, новизна, грантов полученье —

Не ослиного ума эти упражненья.

Мухи, правда, на ушах, но в душе отрада:

Мой хозяин, он на мне — лучшая награда!

И спина моя крепка! Новая подпруга!

Как прогнуться хорошо под мил?го друга!

Самое яркое проявление потребности в подчинении — это религиозность. Во всех человеческих культурах, на заре времен, возникла идея бога. Это очень удобно, ведь наш мир сложен и непредсказуем. Пытаться справиться со всеми жизненными неожиданностями — занятие непосильное. Поэтому все, что происходит с нами, — это божественное провидение. Следовательно, для благополучия достаточно обратиться с просьбой к богу, выражая при этом всяческое почитание и покорность. Искренне религиозный человек перекладывает ответственность за происходящее с ним на это высшее существо. В то же время атеист вынужден признать, что все неприятности, которые случаются с ним, происходят по его собственной вине, что человек сам, если не виновник, то соучастник порой драматических поворотов линии своей жизни. Заметим в скобках, что в религиозном поведении человек удовлетворяет и потребность в социальной самоидентификации.

Читайте материал по теме: Социальная самоидентификация

Наличие высшего авторитета удобно в обыденной жизни, когда мы отказываем кому-либо в его просьбе. В служебной жизни распространено объяснение «Сам-то я — всей душой! Но мне начальство не велит». В бытовых ситуациях только очень уверенный в себе человек может сказать «Моя жена против», остальным приходится брать ответственность в отказе на себя. А для людей религиозных есть удобная формула «Нет на это благословения моего духовника».

Называть такую потребность только стремлением к подчинению не совсем точно. В поведении людей прослеживается тенденция, которую можно назвать следованием за лидером. Уже история античности показывает нам, что людям нужен не только владыка, но и кумир. Об этом говорит, в частности, традиция обожествления олимпийских чемпионов в греческих государствах. Статус героев получали многие популярные личности, прославившиеся не своими общественно полезными деяниями, а исключительно популярностью — актеры, музыканты, возницы, просто красивые люди.

Природа человека не изменилась за последние несколько тысяч лет. И в ХХ веке отмечены эпидемии самоубийств после смерти таких артистов, как Рудольфо Валентино и Элвис Пресли.

Таким образом, для человека характерны как потребности в доминировании, лидерстве и независимости, так и потребности в подчинении и следовании за лидером. У каждого из нас свой баланс этих двух групп разнонаправленных потребностей.