читайте также
Реальное поведение человека, как и всех прочих животных, формируется в результате обучения. Легче всего обучение происходит на основе врожденных компонентов поведения — потребностей и программ действия. Например, котенка можно отучить интересоваться хрупкими предметами, если стрелять в него из водяного пистолета, когда он приближается к запретному месту. Но обучение будет эффективнее, если вместо холодной воды использовать другое отрицательное подкрепление — имитировать крик кота. Коты в дикой природе часто убивают встретившихся им котят, а у котят в рамках инстинктивной программы избегания опасности имеется врожденный пусковой стимул — крик взрослого кота.
У человека нет врожденных программ поведения (кроме поднимания бровей при встрече доброго знакомого), но имеются врожденные потребности. У каждого индивидуума свой спектр потребностей, и он будет легче всего обучаться и эффективнее реализовывать приобретенные программы поведения, если эти программы сформированы на основе его врожденных предпочтений. Одному нужен кнут, другому — пряник, а третьему — доброе слово.
Несмотря на большое влияние врожденных потребностей на поведение человека, он — Homo sapiens — является самым обучаемым животным из всех известных науке. Поэтому почти все формы поведения могут быть скорректированы в желаемую сторону.
В христианской церкви сформулировано понятие греха. Грех — отступление от божественных заповедей. Но с точки зрения биологии грех — это форма поведения, которая приносит вред или самому человеку, или тому сообществу, к которому он принадлежит. Примечательно, что так называемые смертные грехи — это гипертрофированные формы поведения, основанного на удовлетворении естественных потребностей. И их все можно смоделировать в экспериментах на животных. Вспомним, что относят к смертным грехам.
Читайте материал по теме: Социальная самоидентификация
Чревоугодие — очевидно, что необходимо питаться, чтобы жить. Но если человек живет для того, чтобы питаться, он живет неправильно. То же и с грехом сладострастия. Сребролюбие — гипертрофия витальной потребности накопления витальных ресурсов. Тщеславие — в основе лежит потребность в доминировании. Да, нужно стараться занять достаточно высокое место в иерархии сообщества — иначе у тебя не хватит ресурсов, чтобы оставить потомство. Но, если человек все усилия направляет исключительно на достижение высокого положения, он вредит и себе, и сообществу. Гордыня — это приоритет независимости по отношению к доступу к витальным ресурсам. Как говорил Панург у Франсуа Рабле: «Я готов [это] утверждать под страхом любой кары вплоть до костра (только не включительно, а исключительно)».
О зависти мы говорили недавно (блог №6), это чувство — результат потребности в самооценке. Лень — проявление витальной потребности экономии ресурса. Все надо стараться сделать с минимальными усилиями и с минимальным риском. Но, как известно, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Гнев сопровождает реакцию борьбы, но человек, постоянно кричащий и размахивающий кулаками, не добьется успеха в жизни. Уныние — это эмоциональное состояние, сопровождающее поведенческую реакцию, противоположную реакции борьбы, — реакцию замирания. Иногда полезно притаиться, но постоянно сидеть в кустах нельзя.
Мы заговорили о грехах потому, что это хороший пример возможности коррекции собственного поведения. Человек в состоянии сам или с помощью извне изменить свое поведение, несмотря на свои природные склонности.